Линч, Линч, Линч!
Полагаю кому-нить будет ынтересно
Схема следующая – фильм, а ниже трактовка. Рассматривать я буду тока полнометражные фильмы. Короткометражки, теленовеллы и сериалы в другой раз. Также по понятным причинам не рассматриваю вещи, которые увидеть мне не удалось («Индустриальная симфония номер один», «Гостиничный номер», «В прямом эфире» и может еще что-то чего я не знаю ) Ни в коей мере не претендую на то, что данные версии суть единственно верные, если бы все было так просто то это был бы не Линч, а кто-нить другой. Это скорее так… Версии… Информация к размышлению, так сказать.
Ну что ж – приступим!
Фильм «Голова-Ластик»
уже был рассмотрен выше, поэтому не буду повторятся
Фильм «Дикие сердцем»
Особых трактовок тут не требуется, ибо данная картина представляет собой линчевскую трактовку одного сюжета, ставшим классикой ХХ века. Обозначим этот сюжет как «Любовники вне Закона». Вероятнее всего вырос сей сюжет из мифа о Бонни и Клайде (миф не в том смысле что таких не было, а в том смысле, что эти отморозки нежно любили друг друга. Коли кто не в курсе, Клайд на самом деле был гомосексуалистом ).
Иные картины раскрывающие тот же сюжет это «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, «Криминальные любовники» Франсуа Озона, бесчисленные экранизации истории самих Бонни и Клайда, в какой-то степени даже «Джинджер и Фред» Федерико Феллини и «Сид и Нэнси» Алекса Кокса. Линч вполне удачно вписывается в традицию и пожалуй больше добавить тут нечего.
Фильм «Человек-слон»
Очень хороший фильм, один из моих любимых линчевских фильмов, если честно, хотя никаких особых типичных для режиссера «космических» заворотов в сюжете нет. Во всем творчестве Линча чувствуется неподдельный интерес к теме уродства, как физического, так и духовного. Конкретно эта история о том, что телесная ущербность не обязательно выливается в ущербность душевную.
Если угодно продолжение той же темы, что была и у Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» и «Человеке, который смеются», и у Зюскинда в «Парфюмере», и у Гофмана в «Крошке Цахесе» и еще у целой прорвы авторов. Любимая сцена из фильма – когда Джон Мэррик загнанный в угол толпой жестоких детей и праздношатающихся обывателей срывает свою маску и четко медленно произносит «Я вам не слон! Я человек!». На этом и закончим с трактовкой.
Фильм «Дюна»
Всякий любитель арт-хаусного кино, мало-мальски интересующийся «гениальными, но так и не снятыми фильмами», обязан знать легенду о «Дюне, которую мы все потеряли». Имеется ввиду так и не вышедший в свет еще в начале семидесятых фильм режиссера Алехандро Йодоровски по все тому же произведению Фрэнка Герберта. В той картине, которая умерла на стадии замысла из-за финансовых разногласий с голливудскими студиями, нам должны были показать самого Сальвадора Дали в роли Падишаха-Императора (спятивший гений просил что-то около миллиона долларов за час на съемочной площадке), Песчаных Червей сделанных по эскизам швейцарца Гигера (художник создавший образ знаменитых Чужих), Харконенов в женских платьях (пидоры они пидоры и есть), инцестуальную связь Пола Атрейдеса как с Леди Джесикой так и с Герцогом Лето и еще множество других подлинно арт-хаусных вещей, да еще и крепко сдобренных музыкой группы Пинк Флойд.
Из-за этого многие склонны считать, что линчевская «Дюна» в сравнении с так и не вышедшей картиной Йодоровски несколько попсова. Другие же (в основном хардкорный фанаты первоисточника) не могут простить Линчу отлючающуюся от оригинала концовку и его свободную трактовку образов некоторых персонажей, трактовку, которая идет вразрез с текстом Гэрберта. Так например барон Владимир Харконен это не хитрый и хладнокровный злодей, а какой-то опереточный маньяк, крикливый, дерганный и скорее жалкий, чем жуткий.
Я не согласен ни с первыми ни со вторыми. На мой взгляд Линчу удалось сделать один из самых лучших НФ фильмов в истории кинематографа. Совершенно необычный, не загаженный штампами уникальный мир Дюны получил чудесное воплощение. Главное достоинство фильма это его всамделишная атмосферность. Что есть то есть и этого не отнимешь.
Что любопытно, с подачи Линча Шаи-хулуды, песчаные черви изображаются теперь всегда и всеми с трехсегментной пастью (у Гэрберта об этих «тюльпанчиках» ни слова), да и Навигаторы также чаще всего рисуются и описываются как линчевские эмбрионноподобные жабы, а не как дистрофики с водорослями вместо конечностей, как было в первоисточнике. Еще одна любопытная любопытность - Линч рассматривался Лукасом как возможный режиссер шестого эпизода Звездных Войн (Возвращение Джедая), но в конце концов его кандидатура была отвергнута. Сразу после этого Линч взялся режиссировать Дюну, вероятно настроившись на нетипичную для него НФ-волну.
Фильм «Синий Бархат»
Фильм не столько мегазакрученный по своему сюжету, сколько элементарно классно и вкусно снятый. Многие сцены именно из этой картины стали чуть ли не классическими и достаточно часто скрыто или явно цитировались в других произведениях. В том же самом Сайлент Хилле во второй части, когда Джеймс Сандерленд подглядывает из шкафа за «утехами» ПирамидХеда и маникенов мы имеем цитату из соответствующей сцены в фильме.
Комментарий оставлю всего один – Синий Бархат, это не только название песенки, постоянно исполняемой героиней фильма. Это еще и сленговое обозначение для весьма распространенного в конце восьмидесятых-начале девяностых наркотика. Именно «Синий Бархат» вдыхает через спецмаску главный плохиш в фильме.
Фильм «Простая История»
Фильм выбивающийся из творчества режиссера сильнее всего. Тут тебе ни уродов, ни интриг, ни нагромождения образов, ни посмертных блужданий души. Однако именно этот фильм лично я считаю лучшим в линчевской карьере.
Незамысловатая притча, рассказанная понятным языком. Комментарий тут будет всего один и не сюжетный вовсе, а скорее филологический. Оригинальное название фильма можно переводить с английского и как «Простая История» и как «История Стрейта», то есть главного героя картины. Такой вот каламбурчик, однако.
Ну а теперь пойдет самое вкусное. Ибо последующие два фильма (+ Твин пикс ращумеется) – это то на чем зиждется самая суть Линча, тот самый Линчевский феномен и линчевский культ. Добро пожаловать в страну гениальных сюжетных заворотов, которые расхлебываются потом фанатами долгие годы. Учтите, что БУДУТ СПОЙЛЕРЫ. И еще учтите, что лишний раз пересказывать сюжет не буду, перейду сразу к объяснению своего понимания того что же черт побери произошло на самом деле.
Фильм «Малхоланд Драйв»
Задам вопрос максимально четко. А что собственно говоря происходит то в фильме? Постараюсь дать максимально четкий ответ – от начала и до раскрытия синей коробки посмертные блуждания души несчастной застрелившейся дурочки, не выдержавшей столкновения с миром большого шоубизнеса. После этой и сцены и до самого конца изложение того, что же происходило на самом деле, что привело героиню к подобному распаду личности.
Жанр «посмертного блуждания души» вещь в кино не такая уж и частая, но все же встречающаяся. В качестве иных примеров кроме «Малохоланд Драйва» можно привести и «Мертвеца» Джармуша и «Лестницу Якова» Лайна и в некотором роде даже «Сердце Ангела» Паркера.
Первая сцена это лихо отплясывающие спортивный рок-н-ролл пары, в ярких, ярких тонах. Это аллегорическое описание агонии, наступившей сразу после рокового выстрела в голову. Сквозь танцоров проступает наползающая на камеру подушка (как вы помните акт самоубийства произошел не где-нибудь, а на кровати) и инфернальные старички, про которых мы еще поговорим чуть ниже.
В своем посмертии главная героиня (ах да, простите меня за то, что не пользуюсь именами, ибо во-первых уже с трудом помню как кого зовут, а во-вторых, все действующие лица в середине фильма именами меняются , что вносит еще большую путаницу, которую хотелось бы все же избежать) словно бы компенсирует все то, чего ей так не доставало в реальной жизни. Это ее грезы, ее сны и мечты, которые могут быть воплощены лишь только ЗА гранью земного существования.
В посмертных грезах она сильная, талантливая и влиятельная, а та кинодива что в реальности разбила ее сердце совершенно беспомощна, лишена памяти и нуждается в ее поддержке. Режиссер, заваливший ее на пробах втаптывается в грязь целым рядом необъяснимых обстоятельств. Случайно увиденный на какой-то вечеринке парень в костюме ковбоя становится загадочным влиятельнейшим человеком, чья сила вообще не имеет границ. Мафиозные братья покровительствуют ей, а не кинодиве.
Помните сцену с чашкой кофе? Как мафиози давится и выплевывает напиток, словно это дрянь какая-то? А теперь обратите внимание на то, в какой момент во второй части фильма кофе пьет сама героиня. Правильно не в самый лучший момент своей жизни, а именно когда ее сердце разбивается. Неудивительно, что в ее грезах кофе ассоциируется с какой-то гадостью. Когда подруги в своем расследовании находят таинственный номер в мотеле, где на кровати лежит застрелившаяся женщина, героиня почти сразу же сбегает, ведь ей так не хочется вспоминать реально произошедшие вещи, хочется продлить свою блаженное мечтательное посмертное непонимание.
Синяя коробка – это коробка с подлинной памятью героини. Вот в чем главный секрет. Ключ ко всему происходящему изначально находится у кинодивы, ибо именно она подтолкнула героиню к смерти. Сцена в театре «Сайлентиум» это момент истины, тот эпизод в котором прямым текстом говорится, мол это все ЗАПИСЬ. Просто что-то вроде аудиопленки, все события УЖЕ произошли, остается их только переосмыслять.
Образ бомжеватого стремного карлика выскакивающего из-за угла – это образ Смерти. Говорю об этом так уверено, потому что образ «Карлика выскакивающего из-за угла» применялся самим Юнгом в ряде своих ассоциативных тестов, призванных проиллюстрировать отношение пациентов к смерти. Вероятно Линч имел представление об этих тестах.
Старички, тянущие руки, выскакивающие в финале и вообще как-то нехорошо околачивающиеся вокруг героини это Безумие. Цепь ассоциаций примерно следующая Старость-Маразм-Безумие. Кроме того, спятившие старики не такие уж редкие гости в картинах Линча, особенно в его короткометражных фильмах.
Фильм «Шоссе в Никуда»
Говоря об этой картине главным вопросом можно было назвать следующий «Имело ли место быть раздвоение личности?». Я полагаю, что нет. Точнее расщепление личности было, но не в буквальном понимании. И речь идет опять-таки либо о посмертных метаниях души (то есть все что мы видим в картине происходит после казни главного героя за убийство жены), либо элементарно о сновидении. Сновидении, которое посещает героя в последнюю ночь перед казнью. Помните, у него ведь был стресс и бессонница, и добрый доктор прописывает ему снотворное. Вот и отоспался чувачок вволю…
Убийство ДЕЙСТВИТЕЛЬНО произошло, оно объективный факт реальности. Убийство любимой, которой герой не смог простить то, что она замешана то ли в порно-индустрии, то ли в проституции, то ли тупо из ревности. Убийство жены действительно произошло, но это едва ли не единственная вещь, реально происходившая с героем.
Реальность убийства того самого мафиози (первая фраза сообщаемая в фильме по домофону «Дик Лоран Мертв» - круг так сказать замыкается) вопрос уже весьма спорный. Я склонен считать, что и автомеханик и «блондинка-копия» и мафиози и бледный «Носферату» все суть дети воспаленного воображения героя. История автомеханика это попытка героя оправдать себя хотя бы во сне или же в посмертии.
Автослесарь - второе «я» героя (фрейдисткое Эго), как попытка уйти от ужаса происходящего. Он весь такой нормальный и даже глуповатый пацан, не способный на убийство (пока не способный). Герой словно бы говорит: «ребята, я хороший, добрый, я не виноват, я не при делах, мимо проходил…мне нужна помощь»
Дальше выплывает что-то вроде совести и моральных рамок (иначе говоря фрейдисткое СверхЭго) в лице мафиози Дика Лоренса (обратите внимание на ситуацию с подрезавшей его машиной). СверхЭго героя втоптано убйиством в грязь, поэтому Лоренса посредством порочной блондинки устраняют.
Блондинка же - это что-то вроде личного восприятия героем своей реальной женщины, жены, подкрашенное его личными проблемами, т.е. это в определенной степени тоже его личное отражение, сильно сдобренное порочностью, отсутствием запретов, животной сексуальностью и прочими атрибутами характерными для фрейдисткого же Ит.
Самый загадочный персонаж этой картины это бледный жуткий «Носферату» являющийся герою сперва в кошмарах, а затем и в реальности. Мне кажется что сие существо надо воспринимать как аллегорическое воплощение таких малоприятных сущностей как Похоть, Ревность и Ненависть, подлинно темной осознанно «плохой» стороны героя. Если сказать еще четче Носферату суть воплощенная юнговская Тень героя.
Стоит заметить, что в фильме присутствует потрясающий саундтрек, принадлежащий Мэнсону, Rammstein, Девиду Боуи и еще целому ряду талантливейших исполнителей. Кстати, название звучащей в фильме песни Боуи говорящее - « I am deranged» ("я двинутый" это лишний раз подчеркивает шизофреническое расщепление личности героя в его грезах сразу на целый ряд персонажей).
Ну и напоследок несколько любопытных фактов (слухов???) о Дэвиде Линче
1) Когда Дэвид Линч был маленьким, он жил с отцом-лесником. Однажды они пошли в лес. Дэвид нашел во мху дохлую летучую мышь. Когда папа прводил уборку в комнате маленького Дэвида — через неделю — то он нашли под кроватью ту самую летучую мышь. Она была съедена наполовину
2) В молодости Линч СОЗНАТЕЛЬНО снимал квартиру напротив крематория.
3) "Доктор сказал,что мне нужно лечить голову. А я ответил: как же я буду тогда снимать фильмы?"(Д.Линч).
4) Актриссе Шерил Ли, игравшей роль Лоры Палмер, пришлось целый день лежать в целлофановом пакете, пока дотошный режиссер не решил, что сцены отсняты хорошо.
5) В 2000 году Линч выпустил пару мягко говоря НЕСТАНДАРТНЫХ рекламных роликов для раскрутки игровой приставки Playstation 2. В одном из них семья за обеденным столом издает странные звуки и при наезде камеры выясняется, что у всех членов семьи задние язычки выполнены в виде крестика, кружочка, треугольника или квадрата – символов с плейстейшеновского джойстика.
6) Каждый день Дэвид Линч пробегает на беговой дорожке пять-десять миль и выпивает три стакана апельсинового сока.
Вот как бы так.... Хм.... По хорошему надо было бы и Твин Пикс рассмотреть, да только уже сил нет... УсталЪ
P. S. Еще раз все вышеизложенное мое наитотальнейшее ИМХО