Подпольная империя / Империя дощатой набережной / Boardwalk Empire
3 сезона полного восторга. Далее - выдержки из рецензий, разбавленные моими восторгами и замечаниями.
В дни, когда итальянские гангстеры в Чикаго и Нью Йорке все еще пребывали на уровне российских бандюков 90-х годов, в Атлантик-сити, штат Нью Джерси, уже существовала мощная преступная империя, прекрасно организованная и сросшаяся с местными властями. Руководил ей Енох "Наки" Джонсон - огромный сорокалетний ирландец, вдовец, любитель европейской одежды и поклонник британского автопрома.
Джонсону удалось первым достичь того, чего прочие его компаньоны-конкуренты достигли только к началу 30-х (да и то, фактически под его руководством и не настолько глубоко как он)-- сотрудничества с властью. Под словом "Власть" имеется в виду власть прежде всего штата - после Гражданской войны, разумеется, федеральный центр усилился, но штаты все еще оставались независимыми, особенно в плане уголовного законодательства.
По этой причине, если у преступников были налажены связи с местной полицией, то бояться им было нечего. ФБР - полиция, которая по ряду преступлений могла "работать" на территории всех штатов, появилось только в 1921 году, а реальную силу обрело после 1932 года. До 17 января 1920 года, когда вступил в действие Акт Волстада, он же "Восемнадцатая поправка к Конституции США", который запрещал производство, продажу и перевозку спиртных напитков, гангстеры занимались преимущественно организацией проституции, рэкетом, играми и лотереями, немного наркотиками. Если говорить о Джонсоне, то он был фактическим вождем Республиканской партии в регионе, казначеем Атдантик-сити, имел кучу легальных бизнесов и фактически управлял городом. Тут стоит еще упомянуть о том, что Атлантик Сити был, фактически, ирландским городом. Здесь селилось много эмигрантов, покинувших Ирладнию в годы картофельного голода и не прижившихся из-за конфликтов с нативистами в более крупных городах (см. "Банды Нью Йорка"). Новая поросль, с которой приходилось иметь дела Джонсону была из более поздних итальянских и еврейских волн.
Джонсон к моменту объявления "Сухого закона" перебрал множество профессий, даже редактировал еженедельную газету, а с запретом продажи спиртного окунулся в бутлегерство, благо, географическое положение Атлантик Сити позволяло завозить пойло из Канады в промышленных масштабах.
В 1929 году Джонсон организовал знаменитую конференцию в Атлантик Сити, на которой руководители семи крупнейших преступных сообществ США договорились о взаимодействии и положили конец беспределу и вмешательству в дела друг друга. Начиная
с конца 20-х годов федеральное правительство пыталось посадить Джонсона за финансовые махинации, но сделать это удалось только в 1941 году. В 1945 году он вышел из тюрьмы и дожил свой век в достатке, окруженный уважением и даже почитанием. Умер Джонсон в 1968 году, пережив практически всех своих подельников и конкурентов.
В фильме Джонсона переименовали в
Томпсона (символично!) и отдали роль Стиву Бушеми, который значительно старше своего прототипа и меньше раза в полтора. Более того, Бушеми обычно играет смешных психопатов, показал, наконец-то, на что он способен.
Подпольная империя - это целая эпическая гангстерская сага, выполненная на очень высоком уровне и с потрясающей достоверностью воссоздающая соответствующую эпоху. Создатель сериала и исполнительный продюсер - Теренс Уинтер, создатель "
Сопранос". Также среди исполнительных продюсеров -
Мартин Скорсезе, Марк Уолберг и Тимоти Ван Паттен, работающий режиссером над "Сопранос" и "Римом".
Пилотную серию ставил
сам Мартин Скорсезе - чтобы сразу показать зрителям серьезность намерений компании HBO.
А намерения тут были - серьезней некуда: HBO вложила в сериал огромные средства, так что каждый эпизод смотрится как отдельный дорогой художественный фильм. В одну пилотную серию компания вбухала аж $18 миллионов - частично эти деньги пошли на воссоздание целого квартала Атлантик-Сити тех времен в районе Бруклина, в Нью-Йорке.
Мартин Скорсезе, как исполнительный продюсер и постановщик, требовал невероятной достоверности в воссоздании эпохи - там даже доски на знаменитой набережной Атлантик-Сити были того же размера, что и в двадцатые годы XX века. (Тем более что эти доски и дали название сериалу, который в оригинале называется "Дощатая империя".)
Более того - чтобы достичь достоверности и атмосферности происходящего была использована дорогостоящая компьютерная графика - даже там, где могли бы обойтись гримом (хотя нет - не могли) - она используется и увиденному веришь.
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... FHKwaW4Um8#!
Считаю, что основное достоинство сериала - исполнитель главной роли - Бушеми. И Томпсон у него получился значительно более интересный, чем типовые киношные гангстеры.
Стив очень здорово умеет играть на полутонах: взглядом, малозаметными жестами. И если поначалу кажется, что Наки - довольно мягкий в общении человек, и при этом совершенно непонятно, с чего он вдруг такая крутотень, - то потом вдруг замечаешь взгляд, которым Томпсон буквально припечатывает человека, вызвавшего его недовольство, и быстро понимаешь, что мужик-то - очень и очень непрост!
Бушеми отлично продемонстрировал стальной характер этого авторитета: он редко повышает голос, иногда кажется прямо-таки слабовольным (особенно в общении с женщинами - здесь он даже непозволительно мягок), но расслабиться Наки не дает никому и в нужный момент может быть непреклонным и жестоким. Кроме того, основа империи Томпсона - влияние на людей с помощью заведения нужных знакомств, обхаживания политиков, которые ему полезны, ну и различных видов подкупа. Поэтому Наки - не типичный бандюган, который умеет только угрожать. Он - искусный политик и стратег. Он должен нравиться людям - в соответствии с этим Наки себя и ведет. И только когда другие средства уже не работают, в лице Томпсона проявляется звериная жестокость. И когда мистер Томпсон достает "томпсон" осается только аплодировать худощавому, отнюдь не атлетическому красавцу Бушеми - потому что его герой реально крут.
Помимо него в саге действуют другие политики и гангстеры того времени - реально существовавшие: Торрио, пока что молодой Аль Капоне, Арнольд Ротштейн, Сальваторе "Лаки" Лучиано, Мейер Лански...
Но если думать, что это только гангстерская сага, то можно легко ошибиться: Империя - это срез американского общества 20-30 гг. Гангстеры здесь не главное. Политика - выборы Гардинга, коррупция, подкупы... Культура - музыка, наряды, эталоны красоты (про внешний облик актеров сериала уже целые статьи пишут)... Общество...
Одной из главных проблем поднятых сериалом и, думаю, малознакомой отечественному зрителю, является проблема "потерянного поколения" - парней, ушедших в Первую Мировую воевать за океан, на Западный фронт.
Мы о Первой Мировой вообще стараемся не упоминать - комплекс поражения неудачников мучает?
Дело в том, что Первая мировая война для американцев оказалась неожиданной в том плане, что это была война, в которой у них не было явных личных мотиваций, точнее, они были внушены пропагандой. Романтично настроенные американские мальчики попали на бойню, ужасы которой превзошли даже то, что творилось в Европе с 1939 по 1945 годы. Но главное - полная бессмысленность происходящего, которую осознавал каждый американец, попавший в окопы. Если для британцев, французов и немцев война была развитием векового конфликта, для России и других участников - явной возможностью оттяпать себе кусок пожирнее, то для американского солдата геополитические цели Вудро Вильсона были, мягко говоря, неочевидны. Именно поэтому тысячи траншейников вернулись на Родину полностью изломанными психологически.
И им даже не дали нормально напиться...
В сериале действуют всего несколько фронтовиков, но что они вытворяют! Кстати, родимое правительство их "кинуло" - они даже устраивали марши на Вашингтон.
В общем - жду 4 сезона.