Неизвестный солдат / Tuntematon sotilas - финский фильм о "втором дубле" противостояния Финляндии и СССР в 1941-44 г.
Фильм весьма хорош и очень понравился. Финны молодцы. Честно - ожидал чего-то более "клюквенного", а-ля "малочисленные, но храбрые цивилизованные финны героически превозмогают орды монголов-большевиков". Но - нет! Фильм весьма и весьма честен и откровенен.
Начинается тем, что формируются новые роты, а для маленькой страны это очень важно! Сотни молодых проходят медосмотр и получают форму, а потом...
- Саттанна перкелле! Формы на всех не хватает! - ругается кладовщик.
- Разбить бы этих русских, раз и навсегда, к чертям собачьим... - обсуждают офицеры, а лица та-а-а-а-акие невеселе. Ибо четко понимают - если проигрыш - будет оооооооочень плохо.
- Мы пойдем до конца! - провозглашает правильно мотивированный солдатик. - Мы то поколение, которое изменит весь мир.
- Все ребята, хана, отпрыгались, в самое пекло загремим... - ответствует солдатик-пессемист.
Таких эпизодов в фильме очень много. Тотал реализм. Например, по радио читает речь кто-то, чуть ли не Маннергейм: " - Великая Финляндия... знакомая тропа войны... Великие предки..." А солдаты стоят в очереди к кашевару, матерятся, что нет хлеба, и в глазах читается: - Какие, к дьяволу, великие предки??? Чухонцами были, чухонцами помрем... Это не поколение "Нокиа", это хуторяне, крестьяне, которых волнует десять соток, чем "Финская Карелия"...
Правильно показана война - она с одной стороны состоит из всеобщего неумения, а с другой - напоминает бордель, охваченный пожаром. Идут, стреляют, снаряды летят, финны, наплевав на репутацию хладнокровных северных меланхоликов нервничают так, что Станиславский верит, рогатые немецкие каски, крики "В атаку"! "За мной, храбрецы финские!" "Санитар!" "Мы слишком старые, для этого дерьма!"... ... ... куда-то в лес палит артиллерия.
Вот так - атакуют, продвигаются, беседуют "сраная война, начальству на нас насрать! Я разберусь с этим пулеметчиком! Подорви ДЗОТ, Микки!". Несколько раз ловят наших впрасплох, плотоядно смотрят на девушек из вспомогательных служб, обсуждая их буфера и кое-что другое (Командиры, еб... !Бензина и так не хватает, они еще и шлюх развозят туда-сюда, суки!!!) ...
Классика! И повторюсь - тотальная реальность. Комары, сырость, грязь, дождь (Карелия, как-никак), неожиданный артналет русских - мимо! Внезапный налет русских самолетов аккурат накрывает финский лагерь! Несколько трупов... Вот хрень, как же так, какие потери...
Так могли воевать и финны, и советские солдаты и имперские штурмовики и даже космодесант и Вахи. Скуластым, небритым финно-угорским рожам веришь, как родным. И абсолютно не сочувствуешь. Враги. Хуже татар. Склонные к геноциду русских. Поэтому с интересом смотришь за их анабасисом, отмечает харизматичных героев (сержант Антеро Рокка, в исполнении блистательного Пааво Лиски - безусловное украшение фильма), и ждешь, и делаешь ставки - кто и сколько выживет к концу фильма, потому что историю знаешь и ждешь, когда будет огненный 44-й и от финнов "клочки пойдут по закоулочкам". Русские солдаты показаны нормально. и этим ограничусь. Особо уважительно показано превосходство наших в технике. Этой техникой наши потом... Нет, не буду спойлерить.
Финал картины буквально гениален. Удивлен, что раньше о нем ничего не слышал. Можно даже сказать, что "Неизвестный солдат" устанавливает новую планку военных фильмов - реализм без пафоса, героизма и любви. Окопная философия ожидания чего-то. Конца? Победы? Чего угодно. "Дас Бот" Петерсена в сухопутном исполнении. Тем фильм и хорош.
Мировая война Z.
Наконец-то посмотрел. Впечатления двойственные... Трейлер мне нравился - быстрые зомби, координация то ли на уровне пчелиного роя, то ли муравьиной орды, всеобщий апокалипсис, ужас, падение стен ... Заявка выглядела очень и очень здоровской. Но! Меня угораздило прочитать книгу. Оригинал. И только потом посмотрел фильм... И вместо восторга получил от фильма... ничего не получил. Фильм на разовый просмотр - второй раз уже не хочется, сюжет туфта, непременные семейные ценности, даже Бред Питт не радует... А почему?
1. В романе присутствует атмосферность, чувство всеобщего хтонического ужаса, сумерек человечества, глобального ахтунга. В фильме этого нет. Просто не успевает быть - раз герои в авто, раз - в магазине, раз - в небоскребе... Про скачки героя то в Южную Корею, то в Израиль я уже не говорю. Нет атмосферы. Нету...
2. В романе эпидемия началась не вдруг, сразу и сразу настал ахтунг. Нееет, эпидемия подползала медленно, незаметно или заметно, но на нее внимания не обращали. В романе автор прозорливо анализирует: беженцы, органы для пересадки, трупы, сброшенные в воды морей и океана, исчезновение дайверов, ныряльщиков, зомби выходящие из морской кромки... И этот ужас нарастает, нарастает, чтобы наконец прорваться гигантским нарывом Великой Паники. В фильме даже испугаться не успеваешь - ррррраз! И все. Считайте зомби, единицы выживших.
3. В романе есть как гении, так и глупцы, есть здравомыслящие люди, четко отмечено параллельность человеческого мышления разных людей - от инерции традиционной войны, до гениальных разработок противозомбиной тактики, участь неудачников - умирать, выживают наиболее приспособленные, хитрые, умные... В фильме присутствуют исключительно люди категории "тупее тупого". Иллюстрации:
а) случайно застрелившийся ученый - какой кретин дал ему ствол? Зачем? Застрелиться? Он и застрелился...
б) десантники на корейской базе - о, какие же они тупые... На месте американской армии я бы подал в суд на создателей фильма, за оскорбление военнослужащих. Зная, что зомбей привлекает шум, они вместо включения "You're In The Army" на всю мощь динамиков, предпочитают действовать в тишине, прерываемой выстрелами своего оружия...
в) тупые израильтяне, построившие стену, но забывшие поставить на стене часовых...
Кстати, сцена, когда спасенные палестинско-арабские беженцы своими радостными песнями вызывают штурм Израиля со стороны зомбаков - специально сняли, не иначе, для того, чтобы показать миру тупизну палестинцев и арабов, да и заодно пнуть тупых израильтян...
4. Зомби. Да, концепция "быстрого зомби", представленная в фильме - полнейшая хрень. Да, поначалу было интересно смотреть на их взаимодействие... Но - зачем? "Блицкриг" начального стихийного распространения эпидемии фактически сделал шах и мат человечеству. И потребовался "рояль в кустах" в виде гениального героя Бреда Питта, чтобы свести мат к пату. А ведь, вместо этого можно было шарахнуть по мирозданию миллионными толпами зомби, против которых бессильно оружие, заточенное против человека, что очень красочно описывает Брукс.
5. Социальная часть книги вообще отброшена. А она составляет важнейшую часть книги. Как жить, если большинство спасенных - это члены общества потребления, а в войну нужны плотники, металлурги, пахари... А не "офисные хомяки".
6. Экшн. Полный отстой в фильме. Полнейший. В романе он гораздо богаче. Описываются бои на открытой местности, в городах, горах, под водой, под городами... Многомиллионная колонна беженцев идет куда-то, сама не зная куда, а ее позади пожирают зомби. И они все увеличиваются. И психоз нарастает такой, что появляются "квислинги" - психи, подражающие повадкам зомби.
7. Политика. ... ... ...
И т.д. и т.п. фильм не то что плох, он, как и наш "Белый тигр" какой-то пустой и ни о чем. Пошел пересматривать "Школу мертвецов" - гораздо более удачное произведение про восставших мертвецов. Подумать только - в одном "сеттинге" аниме лучше фильма...
_________________
"Тот кто пишет кровью и притчами, хочет чтобы его не читали - а заучивали наизусть.../Ф.НИЦШЕ/"
|