Аналогичная тема уже есть в подфоруме, посвещенном "Мору", но там под символами подразумеваются вообще любые образные соответствия, да и обсуждаются вопросы, иногда не имеющие особого отношения к собственно символизму.
"Тургор" же, как мне кажется, имеет очень прочную и значимую связь с эстетикой и мировоззрением именно эпохи символизма в русском искусстве. Искусства рубежа XIX-XX веков. Символизма как художественного принципа и, в то же время, способа восприятия, познания мира. Сами по себе идеи двоичности мира, возможности прорыва из вещественного здесь в высшее, мета-физическое там; поиск своеобразной души мира, разлитой во всем сущем, обуславливающей единство и противоречивость этого мира; метафора жизни как творчества, и, больше, осознанного жизнетворчества, познания через искусство - многие из них в "Тургоре" воплощены практически во всех элементах игрового мира и выражены в сложной системе символов - именно что в брюсовской, соловьевской трактовке понятия.
Кроме того, нельзя не отметить, что для символизма одним из ключевых видов искусства была живопись, изобразительное искусство. И даже более конкретно - вольно или не вольно (вопрос к художникам игры) в "Тургоре" заключено множество мотивов и образов живописи Врубеля, как мне кажется.
Кроме того, есть ещё довольно сложноописуемая категория атмосферы. За редкими исключениями атмосфера "Тургора" кажется мне созвучной именно с условной общей атмосферой лирики старших символистов, декадентства, упадничества, теургического, метафизического поиска. Некоторой асоциальной отстраненности. Погруженности в себя.
Короче, именно эта часть Серебряного века кажется мне основным источником, питающим игру. Если кто-то с этим согласится, то, мне кажется, в этом аспекте можно было бы многое найти и понять в отдельных мотивах "Тургора". И самого символизма, пожалуй.
|