Играл в ГЦ, затем прикупил оригинальный Тургор. ГЦ прошёл раз 10-12, Тургор – 2 раза. Мысль забурлила очень сильно. Прошу пардону – очень многа букафф, потому что подробно. Весь текст – моё сугубое имхо. Никого не обвиняю, никого не упрекаю, всех люблю.
Тургор – кроме как компьютерная игра, ещё и своеобразная интерактивная пьеса с потрясными декорациями, двумя десятками весьма оригинальных действующих лиц и самим игроком в главной роли. За исключением непосредственно геймплея в техническом смысле, имеет место ещё и... назову это «драматургия», которая, в моём понимании, по большей части, и делает игру искусством. Реплики действующих лиц – это, имхо, основное выразительное средство драматургии, её лимфа и нерва
. Оригинальный Тургор много раз руган (по крайней мере в интернете) за техническое обеспечение геймплея – за многочисленные баги-глюки, за 3D модели и т.п. Но драматургия многократно перевешивает этот негатив и неудобство. Игра оставляет волшебное впечатление. К багам и моделям привыкаешь, перестаешь обращать внимание, а драматургия жжёт и жжёт.
И вот, Голос цвета. Количество багов-глюков уменьшилось существенно. В техническом смысле геймплей однозначно выиграл. Но драматургия была растерзана и порублена кровавыми кусками. Сперва я думал, что это – следствие того, что были исключены три разговорных знака. Но нет. Можно было бы нормально обработать ситуацию. Перераспределить реплики, и, я думаю, в результате, не так уж и много либретто осталось бы за бортом. Выразительность ничего не потеряла бы. Но цель была, очевидно, не в этом.
От характеров сестёр, в основном, остались бледные тени, картонные трафареты. Наименее пострадали на мой взгляд Эли и Безымянная, но последняя была переозвучена, и поэтому воспринимается просто как другой персонаж. Самая моя нелюбимая сестра в ГЦ – это Ута. Этакая рыба, холодная и абсолютно неживая. Зато в оригинальном Тургоре она меня поразила. Аристократическая хозяйка: «Отцы мои, ну что ещё? Не получается что-то?», «Это ещё что такое? Это тебя Ава научила?.. Задорная сестрица...» – я выпал в осадок от восторга. В ГЦ всё убрали... Оставили мне холодную рыбу.
В целом, имеем снижение эмоциональности сестёр и отстранение их от Гостя. Они, конечно, агитируют его на предмет прорыва – самого или сестры, но по сравнению с оригинальным Тургором можно сказать, что им ничего от Гостя не надо. Ута, Ире и Юна теперь местами просто тупо ругают Гостя. Ты, мол, дурак, ты во всём виноват, ты ничего не понимаешь, поэтому ты снова дурак, вали в Кошмар, разуй глаза, давай цвета, оставь меня, накорми меня, ты опять полный дурак, потому что так и не понял, как следует обращаться с цветом... (То, что Гость ничего не понял, звучит раз 5 за игру, – от Юны, Ире, Уты, от Цвета и даже от Надзирателя; видимо, он, и правда, теперь не слишком смекалистый. Дважды проморожен, дважды бесплоден и 7 раз глуп – просто герой нашего времени.) И в то же время агрессивность Айи была сильно редуцирована – никаких больше издёвок, а жаль... Её издёвки – это была песня. Даже Эхо, и ту сделали более нормальной и скучной, правда, она, кажется, от этого не проиграла
. Когда Безымянная умирает, то говорит, что сёстры опутали Гостя паутиной лжи и интриг... Единственный момент, который тянет на интригу, это, имхо, когда цвет с одной стороны подбивает Гостя убить братьев, а Яни потом рассказывает, что цвет гостя использует. И больше в ГЦ никаких интриг со стороны сестёр я не наблюдаю.
С Оле сделали что-то не совсем понятное. Теперь она отжигает, у неё что ни фраза, то взрыв мозга. То сообщает, что она видит меня сквозь стекло – в окно? я в верхнем пределе у неё бегаю? То заявит, что цвета нет, он иллюзия, и мне он не нужен – и мне что? всё бросить? «Говорят, ты управляешь своей душой, хочешь наполнить её цветом и вывести из промежутка. И это всё для того, чтобы твоя жизнь стала ярче?». Да, блин, сначала я чуть не помер, теперь вот мотаюсь тут в темноте и холоде, бегаю от уродов, чуть не коньки каждую минуту отбрасываю – и всё для того, чтобы сделать свою жизнь ярче. В оригинальном Тургоре особое удовольствие мне доставляло платить по 20 капель цвета на Медиум за её «Хи-хи... Я тебя не понимаю, что ты хочешь сказать?». Хорошо, что в ГЦ она говорит то же самое уже бесплатно
.
Яни сообщает, что Цвета будут сражаться друг с другом головами сестёр и заставят братьев убить всех сестёр, кроме двух с одним одинаковым цветом. Ну... эээ... Во-первых, после избиения в любом случае остаются Эхо (серебро и сирень) и Айя (янтарь и пурпур), просто потому, что у них нет покоев, и некуда прийти их убивать. И ещё, вроде бы, 3 сестры, потому что мясники, кажется, убивают сестру за 2 хода, а избиение начинается на 25 цикле. То есть всего остаются 5 сестёр, если не ошибся. Позиция Яни, как и Оле, в общем, просто не ясна. Чего она сама-то хочет? Вот она рассказывает про цвет всякие страсти, и что? Вывод-то какой? Скажи, например: «Дорогой Гость, мне страшно, я не знаю что делать», «Дорогой Гость, забери меня отсюда, пока за мной не пришёл Надзиратель», «Дорогой Гость, не слушай цвет, брось нас, спасайся, пока жив», да хотя бы «Дорогой Гость, всё пропало, никому не спастись», а лучше всего «Дорогой Гость, я хочу пожаловаться тебе на Спящего… (и далее по тексту)». Ну хоть что-нибудь внятное! Ничего. Как и Оле, просто говорит слова. Иногда такое чувство, что могла бы и не говорить. В оригинальном Тургоре Яни – моя любимая сестра, поэтому в ГЦ за неё мне обидно больше всего.
Теперь про знаки, которые были введены вместо утраченных... Вампир и Ордалия, в общем, функциональны (хотя, говорят, Вампир не работает, я сам не проверял), но вот Приманка – это, конечно, шоу. Идея хороша, но знак откровенно не соответствует. Вылить 60 ед. цвета за то, чтобы недородки действительно устремились на максимальной скорости ИЗ САМЫХ ДАЛЬНИХ УГОЛКОВ ПОКОЯ – на это я бы согласился. В локации Ящер, забитой попрыгунчиками, это было бы исключительно полезно. Но не работает. Чайнички на расстоянии 12-15 шагов спокойно пробегают мимо и не чувствуют никакого желания пообщаться с големом. Ещё написано, что время жизни голема не зависит от количества потраченного цвета – это не так, оно зависит. Но умирает голем всё равно слишком быстро, почти моментально. Если бы вокруг него собрались, например, 10 недородков, то, мне кажется, времени жизни голема не хватило бы даже просто на то, чтобы собрать их цвет, не говоря уже о том, чтобы дать время недородкам до него добежать. В общем, лучшая Приманка – это Донор. Применять знак бессмысленно, и ценен он только ёмкостью своего сердца – 50 ед.
Поздний комментарий
Много позже Halfgild Wynac в личке мне ответил на это:
Quote:
Приманка достаточно полезный знак. К ней сбегаются СО ВСЕЙ ЛОКАЦИИ. Достаточно положить рядом жирную каплю и отойти в сторонку (чтобы не спугнуть) - зверьки прибегут к развалившейся приманке, соблазнятся каплей (которой разваливаться некуда), и, если в этот момент быть на почтительном расстоянии - радостно на неё накинутся. Во всяком случае, я приманку использую именно так. Когда в покое полно недородков, разумеется.
Сам я ничего такого не делал. Надо попробовать.
Конец комментария
Эффекты цветов были изменены. Серебро получило новую понятную и очень полезную роль, хотя его описание осталось прежним, т.е. стало неверным. А вот с отрицательными эффектами лазури и золота явно стал непорядок. Лазурь в оригинальном Тургоре ускоряла время после выхода из покоя, а в ГЦ, так как эффект ускорения времени был удалён, не делает ничего. У золота, похоже, тоже отрицательный эффект пропал. Сколько бы я ни лил золота, двух открытых сердец у сестры брат не заметит. И, как бы я ни берёгся, после третьего открытого, он обязательно придёт их вырывать. Возможно, правда, что чем больше золота, тем быстрее брат придёт вырывать сердца и тем меньшее время ему на это понадобится, я этого не проследил. Но мой спинной мозг подсказывает мне, что отрицательного эффекта у золота просто не стало.
Есть несколько «брошенных концов». В оригинальном Тургоре такого не наблюдал.
Айя просит Гостя спасти её госпожу. Якобы Гость увидит, когда Хранитель начнёт её допрашивать, и допрос продлится 3 цикла (казнь, кажется, длится 2 цикла). Но убивать Эхо никто так и не приходит.
Юна даёт задание посетить Иму, Ире и Эли, говорит: «...Эли вооружит тебя...». Что имелось в виду? В отличие от оригинального Тургора сЕрдца с боевым знаком Эли не даёт.
Ута в ГЦ говорит: «Братьям не дано слышать голос цвета», хотя вторая заповедь – «Надлежит слушать волю каждого цвета и осторожно сочетать их. Они не любят друг друга». Так что это значит? – вопрошаю я вслед за Жонглёром
. В оригинальном Тургоре она такого не говорит.
Поздний комментарий
Halfgild Wynac:
Quote:
"Братьям не дано слышать голос цвета" - действительно не дано. Вся сложность сложившейся ситуации в том, что братья слепы, не понимают цвета и не понимают, что они не понимают. То есть, они учат порой правильным вещам, говорят, что нужно слушать цвет - в каком-то своём, переносном смысле, - и не понимают даже, что кто-то действительно слышит цвет.
Конец комментария
Китобой после своего появления говорит: «Пробей ей <Безымянной> сердца и верни её в прежнее состояние». Младший сходил к Безымянной, но ничего не пробил, вместо этого получил с неё сердце – и все успокоились. Какая связь? Я не понял. Вот Ута, например, тоже даёт сердце – Гарпун, но это не выглядит экзекуцией.
Некоторые персонажи ГЦ переработаны очень хорошо, и выглядят вполне цельно – Эли или Ава, но некоторые... Снова Яни. Совершенно непонятно, почему она не хочет выходить наверх. В оригинальном Тургоре подробно объяснялось почему, а также было понятно, что она прячется, и почему она прячется. В ГЦ это осталось за кадром. По какой причине прикована Има? Тургор объясняет подробно, из ГЦ это просто выкинули. (Правда, новая Има мне нравится больше.) Убрали 2/3 реплик про Находку. После заполнения Оле 4 сердец, она говорит, что она не хочет причинять Находке вред, и что и она, и Гость одинаково дороги ей. С какой это радости? Я больше двух тысяч капель на неё вылил, а она мне – уйди, у меня тут Находка... Да при чём тут Находка вообще? В отличие от оригинального Тургора, в ГЦ это тоже не объясняется.
Ещё иногда имеют место фразы... ну... немного негладкие, что ли, на мой взгляд. В оригинальном Тургоре в этом смысле всё было хорошо.
Ире: «Одно неосторожное движение, и связь теряет свежесть первого впечатления». Положим, я уже знаю, что происходит со связью, если злоупотреблять рисованием, но эээ... «свежесть первого впечатления»?
В квартире Яни Цвет говорит «Если я заполню сестру до предела, я разорву её в следующем пределе, и новая жизнь родится из её частиц». Честно говоря, сначала я подумал, что это грубоватая калька – неудачный перевод, например, с английского... Видимо, нет. Это метафора – понимаю, но слух очень режет.
Впрочем, это уже придирки и занудство с моей стороны
. Больше не буду.
Братья. Раньше каждый брат объяснял Младшему значение заповеди, явно это обозначая: мне, мол, поручено растолковать тебе третью заповедь, тыр-пыр. Теперь это убрали. Заповеди объясняются теперь в свободном формате. Жонглёр в ГЦ сразу начинает зачитывать заповедь, и, если не смотреть на титры, где её текст взят в кавычки, то с первого раза не ясно, где сама заповедь, а где его Жонглёрские комментарии. Это при том, что некоторые слова из первоначальной его речи почему-то выкинуты, например, безобидное «Вот тебе заповедь: ...». Мне кажется, что стало хуже.
Ну ладно. Теперь выводы и предположения.
В оригинальном Тургоре Сёстры были наиболее яркими и хорошо прописанными персонажами. Цвета как персонажа за первое своё прохождение я не заметил вообще. Так получалось, что Гость был органически ближе к сёстрам, чем к братьям. В том числе и потому, что текста у сестёр было гораздо больше, чем у братьев; скорее сёстры давали Гостю информацию о происходящем, чем братья. Видимо, ГЦ был призван снизить роль сестёр в угоду Цвету и, может быть, Братьям – создать хотя бы приблизительный сценический баланс между группами. Видимо, предполагалась практически новая пьеса. В общем-то, это получилось. Сестёр почикали. У Цвета появилась самостоятельная роль. Братья теперь явно и сразу выражают отношение к Младшему. Надзиратель – вообще красавчик: «Всё, Младший, я сбрасываю тебя вниз! Это не наказание, а необходимость...» – да чмок тя в лобик, шушпанчик! Почти у каждого брата в ГЦ появилась своя обскура, зайдя в которую с ним можно поговорить и вызвать на бой, если он в Промежутке, независимо от того, где он сам в это время бегает. Правда, сказать им на самом деле мало есть чего. И сёстрам теперь тоже, их роль эмоционально нивелирована. Только Цвет отжигает, но не так уж много он и говорит – не больше, чем одна сестра. В результате возникает ощущение, что от оригинального Тургора просто отрезали кусок, а не то, чтобы организовали другую точку зрения на происходящее.
Кроме того, похоже, что у разработчиков не хватило времени... Возможно даже, что сначала они рассчитывали, что время есть, а потом его вдруг не оказалось. Поэтому некоторые персонажи проработаны хорошо, а некоторые слабо. Поэтому не поправлены описания серебра и некоторых боевых знаков. Поэтому непорядок с отрицательным эффектом лазури. Поэтому имеют место неотшлифованные фразы. Если бы все сёстры были переработаны в одинаковой степени, то, имхо, авторский посыл был бы более ясным, возможно и впечатления отрезанного куска не возникло бы.
С нехваткой времени, видимо, связано и то, что перезаписали не всё. «Поторопись, ты успеешь. Тебя ждёт жизнь, полная солнца.», «Лучше бы ты рисовал Донором…» – я долго гадал, чей это голос. В ГЦ нет персонажа с таким замечательным голосом. Оказалось, что это Безымянная из оригинального Тургора. Если нарисовать Яни Вампира, она скажет фразу голосом Айи. Это несколько шокирует. Ута так же озвучена. Не похоже, чтобы это было сделано специально...
По моей мысли, то, что мы видим в ГЦ, – это, предположительно, процентов 75-80 от изначальной задумки. И эти неслучившиеся 20-25% бросаются в глаза и очень сильно мешают эту задумку оценить. Лично мне во всяком случае...
Впрочем, оба моих диска (Тургор и ГЦ) лицензионные – 2х390 руб. Хотя их покупка в Нижнем Новгороде связана с трудностями, каждый диск я ждал по 2 недели, но всё же дождался. Теперь играю по очереди
. И сим фактом я выражаю свой глубочайший респект ледорубам
.
ЗЫ. У меня вроде бы получилось так, как будто я кидаюсь тапочками в ГЦ. Ради минимальной справедливости, добавлю. В Тургоре я замечаю частенько, что мне не хочется мотаться по покоям. Вот такая парадоксальная эмоция. Цвет какой-никакой есть, не помираю и ладно. Если можно постоять, то я лучше постою... В ГЦ, наоборот, бывает, что мне оборота не хватает, чтобы успеть, куда хочу. В общем, бодренько так живётся.
Ну вот. Вы дочитали до конца
. Спасибо за внимание
.