It is currently 21 Sep 2025, 02:41
Author Message
PostPosted: 02 Oct 2012, 22:48 
Offline
User avatar

Joined:

30 May 2010, 19:48

Posts: 969

Location: Санкт-Петербург

А мне не обязательно, чтобы было как в нашей жизни. Мне важна скорее внутренняя непротиворечивость на уровне ощущений.
И, как я уже сказал, достаточно вспомнить количество порожденных и до сих порождаемых альтернативных версий... Значит, многих зацепило и цепляет до сих пор, побуждая соглашаться или спорить.
_________________
Есть ли хоть какой-то расклад, который ниспровергает ваш несправедливый Закон?!


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 09:56 
Offline
User avatar

Joined:

17 Dec 2009, 13:25

Posts: 3408

Quote:
У Толкина - сказка в чистом виде, в которую поверить нельзя, она как бы замкнута в своей отделенной реальности и не соприкасается с нашим миром, т.е. и остаётся просто сказкой.
Я Толкина не читала, но подозреваю, что его сказка, это все же некое осмысление второй мировой. И в Ведьмаке кстати присутствует тот же мотив.
Реалистичность же Сапковского обусловлена в том числе и часто вводимым им принципом "человек человеку волк", что (сугубо мое мнение) обычно более жизненно получается у русских и славянских писателей :) , тогда как злодеи, вышедшие из под пера западных товарищей, всегда какие-то "театральные", а не жизненные.

//а может родись я в западной стране и мне казалось бы совсем наоборот?...//
хм... пожалуй спрошу, а кто-нибудь еще разделяет такое мое мнение? или может я не права?


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 10:17 
Offline
User avatar

Joined:

30 May 2010, 19:48

Posts: 969

Location: Санкт-Петербург

Quote:
Я Толкина не читала, но подозреваю, что его сказка, это все же некое осмысление второй мировой.
И это тоже. Но все же она остается сказкой. Я люблю сказки.
Quote:
злодеи, вышедшие из под пера западных товарищей, всегда какие-то "театральные", а не жизненные.
Не согласен.
_________________
Есть ли хоть какой-то расклад, который ниспровергает ваш несправедливый Закон?!


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 11:34 
Offline

Joined:

28 Dec 2009, 17:33

Posts: 644

Location: Москва

Quote:
Перед героями почти не ставится никакого выбора, их путь чётко прочерчен - вот эти плохие, а эти добрые, вот путь света - иного пути нету.
Ну я бы так не сказала.
На самом деле проблема выбора - одна из главных проблем, возникающих перед героями Сильмариллиона (даже Валар). И выбор этот не всегда однозначен и последствия его не всегда возможно однозначно оценить.
И да, у пути света всегда есть альтернатива. В том же Сильмариллионе упоминаются человеческие народы, которые сравнительно успешно живут "под рукой Моргота". Просто история не про них.
Quote:
Нет ни абсолютно белых, ни абсолютно тёмных людей.
В Сильмариллионе тоже нет. Валар - есть, и орки - есть, а людей и даже эльфов (за очень редкими исключениями) нет.

Сильмариллион - попытка создать вымышленную культуру и вымышленную мифологию (с опорой на реально существующие, конечно), и в этом плане, как эксперимент, как синтез разных традиций и сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов, оказался мне безумно интересен, когда я на него набрела.

Плюс к этому - это просто красиво. Это очень красиво. Пробуждение у Куйвиэнен, блуждание под звёздами, встреча Тингола и Мелиан, Два Древа - всё это ласкает моё чувство прекрасного. При всём моём уважении к Роулинг и Сапковскому - их реализЬм и суровая проза жизни не пробуждают у меня такого мощного внутреннего отклика. "Человек человеку волк" я и так каждый день вижу. А вот, скажем, пути преодоления этого принципа, поиски альтернатив - это у вышеупомянутых авторов как раз интересно.
Quote:
Я Толкина не читала, но подозреваю, что его сказка, это все же некое осмысление второй мировой.
Сам Толкин это усиленно отрицал (и особенно параллели типа "Мордор - фашистская Германия", "Саруман - Муссолини" и т. п.).
Скорее всего, это осмысление феномена "мировой войны" вообще - Толкин ведь и первую застал.
_________________
Все мы - плоть от плоти отгоревших звёзд,
Оттого не видеть неба нам нельзя. (с)


There's more to see that can ever be seen,
More to do that can ever be done (c) Lion King


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 11:52 
Offline
User avatar

Joined:

15 Oct 2010, 18:52

Posts: 2200

Quote:
Я Толкина не читала, но подозреваю, что его сказка, это все же некое осмысление второй мировой. И в Ведьмаке кстати присутствует тот же мотив.
Ну уж какое-то сказочное осмысление тогда. Настолько сказочное, что совсем к жизненным реалиям несопоставимое. (хотя бы потому что в жизни не всё так однозначно и черно-бело как у него в ВК)
Quote:
Реалистичность же Сапковского обусловлена в том числе и часто вводимым им принципом "человек человеку волк", что (сугубо мое мнение) обычно более жизненно получается у русских и славянских писателей :) ,
Не только этим. Живость персонажей - они говорят, действуют, думают как настоящие современные люди. У Толкина же думают они как неразумные дети. Как в это поверишь? Да никак! У Сапковского в произведениях есть страсть и секс, Толкин полностью лишен этого - это настоящий рафинированный профессор, замкнутый в своих детских мечтаниях, его произведения как бы выхолощены от всего мирского и жизненного его католической мыслью.
Quote:
тогда как злодеи, вышедшие из под пера западных товарищей, всегда какие-то "театральные", а не жизненные.
Да! Именно так, это я и хотел вчера дописать, да уже поздно было. Зло у Толкина какое-то картонное, проходное, в него даже поверить невозможно. Злодеи тоже плоские и непроходимо глупые.

Тут _Higf_ говорил, что мир Толкина непротиворечив, вот как раз еще как противоречив. Хотя бы по причине глупости и картонности зла. Взять к примеру Сарумана, вроде бы мудрый старик должен быть, столько веков прожил, ан нет туда же - глуп как пробка и картонен. И все остальные злодеи такие же.
Quote:
//а может родись я в западной стране и мне казалось бы совсем наоборот?...//
хм... пожалуй спрошу, а кто-нибудь еще разделяет такое мое мнение? или может я не права?
Я разделяю. Я думаю это так для людей, яро исповедующих христианство - для них зло (Дьявол) должен быть чем-то таким очевидно плохим, поэтому в Библии его изображают таким картонным глупым злодеем (козлом отпущения) и борятся с ним потом на протяжении всех страниц (то же самое происходит в Сильмариллионе). Т.е. при всей простоте и картонности образа он работает для определенного слоя людей, которые привыкли верить в то, что где-то там есть абсолютное зло и добро, рай и ад и когда всё так элементарно и просто, что и при принятии выбора сомнений не возникает - "конечно, бей этих в черных штанах, они зло, а кто в белых - добрые и за свет". Кстати именно так "за свет" проливались реки крови "парней в черных и белых штанах" в крестовых походах. Но это было в средние века, тогда люди в своей массе были малообразованы и верили в то, что сегодня покажется наивным. Впрочем и сегодня можно встретить разных бабушек из например свидетелей иеговы, которые свято уверены в том, что есть некий дьявол по типу демона с огненным бичом из ВК (картонное зло), который сидит глубоко под землей и олицетворяет мировое зло.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 12:53 
Offline
User avatar

Joined:

30 May 2010, 19:48

Posts: 969

Location: Санкт-Петербург

Quote:
Тут _Higf_ говорил, что мир Толкина непротиворечив, вот как раз еще как противоречив.
Вы к сказке подходите с жизненными мерками, это не совсем корректно. Ну не любите сказок - никто же не заставляет. Противоречив не более, чем любой другой литературный мир, если принять его законы, а не судить нашими, как нельзя в геометрии Лобачевского судить Евклидовыми мерками.
Так что - это ваше личное мнение, которое я не разделяю.
Разумеется, это мое личное мнение.
_________________
Есть ли хоть какой-то расклад, который ниспровергает ваш несправедливый Закон?!


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 13:50 
Offline

Joined:

26 Nov 2011, 20:30

Posts: 124

Majestic, ну честно, зачем вы это говорите?

Я вообще-то материалист, человек неверующий, религию, не исключая и христианства, полагаю вслед за Марксом надстройкой над экономической формацией общества, разделяю мнение, что христианство больше взяло от античной философии и прочие интересные мысли. Но зачем так опускать религию и средневековье, низводить до черт-те чего? Это очень сложные и многогранные явления, большинство жутких мифов о средневековье, вроде грабительских крестовых походов, всеобщей темноты и тупости напридумывали просветители 18-го века, а потом подхватили романтики вроде Гюго ("Собор Парижской Богоматери" - это как раз красивая сказка о средневековье). Бабушки-иеговистки... Ну причем здесь Толкин? Чтобы представить, что есть христианство - ну хотя бы Достоевского стоит почитать, или на худой конец Пушкина, "Капитанскую дочку". Причем здесь демоны с рогами и прочая чушь? Их и у Толкина нет: у Саурона ровно один знак демонизма - четыре пальца, эдакое копыто воландовское.

Просто беллетристика с ее наивным, внешним жизнеподобием очень привлекательна. Недаром Барт писал, что нет ничего менее реалистичного, чем литературный реализм, попытка написать "как в жизни". Если Роулинг еще понимает, что пишет она симулякры, то Сапковский из кожи вон лезет, чтобы правдоподобие изобразить - см. споры вокруг реализма еще в 40-60хх гг. 19 века на нашей родине, и все с тем же Сапковским и его жизнеподобием ясно станет. Были уже такие ребята, только даже я их имен не помню, даром что кто-то из них в списках литературы на филфаке вроде был. Но те хоть реализм свой ваяли с серьезными лицами, а Сапковский вносит в него еще элемент развлекательности. Ну причем здесь хоть какое-то истинно жизнеподобное? Оно и вовсе невозможно, литература изначально на это не рассчитана и никогда, ни в каких формах , своей условности не преодолеет. Наоборот, чем больше похоже на жизнь внешне, тем, как правило, более условно. В том числе условна и чисто внешне-развлекательна у Сапковского идея "человек человеку волк" - гораздо менее глубоко она заложена, чем, например, у Расина, с его пафосными классицистическими монологами и всеми явными условностями. Там - да, театр садо-мазохистских отношений, проявлений власти, где все друг друга мучают, даже если полагают, что любят. А Сапковский за рамки элементарного социально-конкретного опыта не выходит и никогда не выйдет.

Толкин же - вообще не реалист. Он модернист, и правильней его сравнивать не с последователями и даже современниками, писавшими фэнтези, а, пожалуй, с Джойсом, Набоковым, писателями Серебряного века. Да хотя бы с Гоголем - у него тоже есть образ вселенского, непреодолимого зла. Проблема морального выбора, этики у Толкина поставлена предельно остро, даже и в Сильмариллионе. Выбор пронизывает всех центральных персонажей: Фродо, Арагорна, Горлума, да даже Сарумана - сложный, к слову, образ, и весьма, человека, которого постепенно развращает гордыня, жажда власти, жажда всезнания. А Гэндальф с ним до конца возится - именно потому, что это этично, что нельзя без крайней нужды убивать. Между прочим, сил "добра" у Толкина вообще нет, что даже А. Ленский понимал - культ эльфов, силы света и прочее пришло в глупых фанатских апокрифах. Нравственность индивидуальна, и всякий может соблазниться жаждой власти, гордыней, унынием и прочими тягчайшими грехами - которыми, кстати, и соблазнился сам Саурон некогда. Весь Сапковский с его "homo homini lupus est" уложен Толкином в одну главу об оскверненном Шире, там все эти мотивы даны предельно сжато, кратко и серьезно. Толкин вообще коварный и умный писатель: казалось бы, вовсе не интересуется психологизмом персонажей - и нате, четвертая часть, целиком построенная на психологической ситуации в духе какого-нибудь Ремарка и прочей военной прозы. Нет явного выхода на социальные проблемы, общественную нравственность - вот, в конце, глава, где Саруман устраивает в Шире пятилетку. Просто мыслит Толкин, как бы это помягче сказать, на немного другом уровне, чем беллетристы. Это сближает его с высокой литературой. Однако в своих мыслях он очень неоригинален и, на мой взгляд, даже в своей идее фэнтезийного мира побирается за другими модернистами начала 20 века - и это сближает его с беллетристами, пусть не ставит на одну ступень.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 16:12 
Offline
User avatar

Joined:

17 Dec 2009, 13:25

Posts: 3408

Quote:
Не согласен
_Higf_ - буду рада конкретному примеру, опровергающему мое высказывание, с некоторым (пусть и малым) пояснением. :)
Quote:
Перед героями почти не ставится никакого выбора, их путь чётко прочерчен - вот эти плохие, а эти добрые, вот путь света - иного пути нету.
То, что меня интересовало в фильме (и этим же вопросом я часто задаюсь и в других произведениях), это вопрос следующего "выбора" - а по наличию каких мотивов герой все таки совершил свое героическое деяние? Т.е. даже если кажется, что выбора нет, фактически всегда есть другой вариант - остановиться, навсегда бросить все эти тяготы и "пойти пить чай с плюшками", причем чем раньше, тем лучше. :)
Понятно, что если ГГ бросит свой героический путь, то "книги не будет" :) и для писателя только это может быть достаточной причиной, чтобы "тащить героя по сюжету". :)
По фильму у меня сложилось такое впечатление: Фродо хоббит хороший, совестливый, юный, вобщем еще не привыкший посылать друзей старших родственников (этя я про Гэндальфа) куда подальше с их проблемами. :)
Quote:
При всём моём уважении к Роулинг и Сапковскому - их реализЬм и суровая проза жизни не пробуждают у меня такого мощного внутреннего отклика. "Человек человеку волк" я и так каждый день вижу. А вот, скажем, пути преодоления этого принципа, поиски альтернатив - это у вышеупомянутых авторов как раз интересно.
У меня же пожалуй пробуждают. Но конечно не одной "чернухой", которая далеко не единственная составляющая книг Сапковского, где есть и некие "поиски альтернатив" и образцы совсем обратного поведения.
Quote:
У Сапковского в произведениях есть страсть и секс, Толкин полностью лишен этого
А в ГП как с этим дела обстоят7 :) :) :) Так-то в фильме (каком-то) Гермиона такая вся из себя... :)
Quote:
да даже Сарумана - сложный, к слову, образ, и весьма, человека, которого постепенно развращает гордыня, жажда власти, жажда всезнания.
Да - вот в фильме этого точно не видно, так какой-то "бука в черных доспехах". :)
Quote:
вот, в конце, глава, где Саруман устраивает в Шире пятилетку
Quote:
Сам Толкин это усиленно отрицал (и особенно параллели типа "Мордор - фашистская Германия", "Саруман - Муссолини" и т. п.).
Очень может быть, что и не Германия, очень может быть, что и другая страна. :) Но, ладно, про это лучше не буду. :)


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 16:42 
Offline
User avatar

Joined:

15 Oct 2010, 18:52

Posts: 2200

Ну что ж, я предполагал что вызову подобную реакцию, и тем не менее решил рискнуть, высказав своё имхо. Хотя я не соглашусь с Эредорусом, а с _Higf_ у нас изначально мнения разошлись, я всё таки выскажу своё мнение, какое уж оно есть.

Не надо забывать, что Толкин был католиком, и его произведения пропитаны его верой, ей и ограничиваются. В католицизме же всего две дороги - к свету или против. (Причём второй путь заведомо неправильный и ведёт в тупик.) А так же существует определенная жесткая система моральных, этических и духовных ценностей. Соответственно выбор, каким бы он ни был, всегда не велик - либо ты со светом, либо против света, либо поступаешь по вере, либо нет.

Выборы, которые вроде бы ставит Толкин перед своими героями всегда сводятся к этому. Поступить в согласии со светом, или нет. И я честно говоря не вижу в ВК никаких серьезных выборов. Кольцо надо уничтожить - пойдешь Фродо или нет? Ну боже мой, какой тут выбор, естественно пойдешь. Гендальф - будешь использовать кольцо или нет? Разумеется нет, это против света. Арагорн, исполнишь своё призвание или нет? Конечно исполню, во имя добра, чести и света. И все "выборы" подобны этому. Выбор заранее известен, и легко предсказуем.

Добрые герои - всегда правильные. Зло всегда картонно, глупо и карикатурно и неправильно, словно бы нарисовано на коленке в самый последний момент, т.к. причины и резоны зла никому не интересны (а то вдруг окажется что главные герои боролись за свет, а оказалось что не всё так гладко с этим светом), лишь бы обозначить некоего схематичного врага, против которого "добрые" герои должны сплотиться и показать себя во всём блеске и великолепии.

Ну нет и не бывает в жизни такого. И если у Достоевского например написано жизненно, то у Толкина - нет, потому что жизнь никогда не ставит перед человеком карикатурное подобие зла в чёрных штанах, а персонифицированное метафизическое мировое зло никто не видел. И решение таких чисто внешних проблем по устранению зла не даёт человеку никакого познания или какой нравственной или духовной пользы.

По поводу бабушек, крестовых походов и сведения к средневековью - так ведь в ВК к этому и сведено, есть внешнее зло его надо победить. Орки - порождения тьмы (парни в черных штанах), ничего доброго в них нет, надо их устранить и тогда сразу всем хорошо станет. Культ добра есть, он проходит красной нитью сквозь весь Сильмариллион. Т.е. жили не тужили, мир и благодать, добро процветает как бы само собой, и внутренне присуще всем. А зло - внешнее, это силы тьмы, пришедшие неведом откуда. Но ведь это же не правда. В жизни такого не было и нет. Причины зла внутри, а не вовне. Да и само зло весьма и весьма относительно. Смотря с какой точки зрения посмотреть.

Ну если модерн, так модерн. Религию я не опускал и не сводил всю ее глубину к этим вещам (что есть христианство я хорошо представляю), я привел их лишь для иллюстрации событий в ВК и Сильмариллионе, не связывая с религией во всей её полноте, а лишь показывая некоторые, пусть и не самые лучшие ее проявления. А вот Сапковского, Эредорус вы тоже опустили зря :D

Всё написанное - ИМХО, а не утверждение.

P.S. Эредорус, а вы вспомните Хексен, Вор, да тот же Мор, там нет разделения на черное и белое, добро и зло, а оттого оно так и глубоко и жизненно, потому что в наших душах тоже нет абсолютного света или тьмы, и играя в эти игры, мы находим там отражение того, что в нас самих. У Толкина мы не находим никакого отражения, потому что он идеалист. Ну может и есть, но мало.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 17:28 
Offline
User avatar

Joined:

30 May 2010, 19:48

Posts: 969

Location: Санкт-Петербург

Я вообще не понимаю, зачем надо кого-то опускать, и Majestic старается упорно опустить Толкина, а Эредорус - Сапковского. Каждый по-своему хорош, каждый имеет свои недостатки. Но почему-то споры сводятся к одной стороне - отрицательной. И... не вижу смысла. Я не заставлю, да и не хочу, Majestic-а оценить Толкина, а он все равно не заставит меня не любить сказки)
_________________
Есть ли хоть какой-то расклад, который ниспровергает ваш несправедливый Закон?!


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 17:36 
Offline
User avatar

Joined:

15 Oct 2010, 18:52

Posts: 2200

Это вечный спор между толкинистами и сапковцами) Но в общем согласен, что тут спорить смысла нет, каждый всё равно останется при своём мнении. Толкин мне нравится как сказочник, как фантаст, я просто не считаю его произведения "глубокими", а просто хорошими на уровне фентези, которые приятно взять и вечерком почитать возле камина.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 18:03 
Offline

Joined:

28 Dec 2009, 17:33

Posts: 644

Location: Москва

Quote:
Это вечный спор между толкинистами и сапковцами)
...разгоревшийся в теме по Емецу и его творчеству :lol: :lol: :lol:
(я тоже считаю, что Толкин и Сапковский хороши каждый в своём :wink: )
Quote:
Ну боже мой, какой тут выбор, естественно пойдешь.
Альтернатива: спокойно пойдёшь назад в Шир, причём ни у кого рука не поднимется кинуть в тебя камень и причислить к "плохим". Маленький человек - он маленький человек и есть, что с него взять?
Quote:
По фильму у меня сложилось такое впечатление: Фродо хоббит хороший, совестливый, юный, вобщем еще не привыкший посылать друзей старших родственников (этя я про Гэндальфа) куда подальше с их проблемами. :)
В книге Фродо - хоббит зрелый (50 лет, вроде бы), вполне привыкший посылать, если есть реальный повод (хотя и не любящий это делать, так как хороший и совестливый). Поэтому и его решение выглядит куда как более осмысленным (в фильме он мне вообще показался мальчиком, который поначалу просто идёт, куда его ведут).
Quote:
где есть и некие "поиски альтернатив" и образцы совсем обратного поведения.
На самом деле смысл моей фразы как раз к тому и сводился, что мне Сапковский и Роулинг нравятся, но не подчёркнутым реализЬмом, а совсем наоборот, наличием и развитием "образцов обратного поведения". Скомканно написала просто. :? И внутренний отклик какой-то тоже вызывают, просто Толкин затрагивает какие-то совсем другие материи. Например, эстетическое чувство (ну вот такое оно у меня странное).
Quote:
Quote:
У Сапковского в произведениях есть страсть и секс, Толкин полностью лишен этого
А в ГП как с этим дела обстоят7
Ой, там в 6 книге сплошные страсти-мордасти и любовь-морковь :lol: :lol: :lol: Секса, однако, нет, только страстные поцелуи. А в 7 томе бедным детям уже как-то не до этого :?
Quote:
Да - вот в фильме этого точно не видно, так какой-то "бука в черных доспехах". :)
Не, бука в доспехах - это Саурон а.к.а. Багровое Око, а Саруман - маг-ренегат в хламиде и с бородой, как у Гэндальфа (он ещё генномодифицированных орков по подвалам разводил :)). Знаменитая "пятилетка Сарумана", насколько помню, в фильме не отражена.
Quote:
Очень может быть, что и не Германия, очень может быть, что и другая страна. :) Но, ладно, про это лучше не буду. :)
Толкин утверждал, что вообще никакие конкретные страны не имел в виду. Поверим ему на слово :)
_________________
Все мы - плоть от плоти отгоревших звёзд,
Оттого не видеть неба нам нельзя. (с)


There's more to see that can ever be seen,
More to do that can ever be done (c) Lion King


 Profile  
Quote  
PostPosted: 03 Oct 2012, 19:06 
Offline

Joined:

26 Nov 2011, 20:30

Posts: 124

One man's saint is another man's fool, one man's hot is another man's cool, как Рэй Уислон поет - что ж, поверим ему на слово! :D Про Толкина и до нас много копий сломано, про Сапковского тоже изрядно - черт с ними. Обсуждения, чего какой писатель стоит, всегда бесплодны. Я вот, скорей всего, не сяду второй раз читать "Тихий Дон", а наша завкафедрой считает его едва ли не главным произведением русской литературы 20го века: что ж нам, ссориться из-за этого? :)


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 13:56 
Offline
User avatar

Joined:

17 Dec 2009, 13:25

Posts: 3408

Эх... на мой вкус хороша книга "Тихий дон" :) и "Конь рыжий" и "Дело Артамоновых".
А вот про целину там что-то, на мой вкус, занудство - без деда Щукаря (кажись так) это был бы совсем провал.
//Тихий Дон еще интересен тем, что "ну типичная же антисоветчина" :) :) :) , как это вообще напечатали???, ведь фактически там как: белые всегда отвечают на гадость красных и всегда в большей степени, но вот гадость от красных, она всегда идет первой. :) //

п.с. вобщем ulka_VUD хорошо относится к реализму в литературе. :) но наверно и к другим направлениям (названий которых я особо и не знаю) я тоже отношусь хорошо.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 14:51 
Offline

Joined:

24 Sep 2009, 17:22

Posts: 95

Quote:
Поступить в согласии со светом, или нет. И я честно говоря не вижу в ВК никаких серьезных выборов. Кольцо надо уничтожить - пойдешь Фродо или нет? Ну боже мой, какой тут выбор, естественно пойдешь. Гендальф - будешь использовать кольцо или нет? Разумеется нет, это против света. Арагорн, исполнишь своё призвание или нет? Конечно исполню, во имя добра, чести и света. И все "выборы" подобны этому. Выбор заранее известен, и легко предсказуем.
Тут, слава Богу, я могу тыкнуть пальцем в книгу - так почему Фродо не смог скинуть кольцо в лаву, раз это так просто? Почему он этого не сделал? Дурачок наш хоббит или Толкин что-то сглупил?
Это же очень важный элемент, ничуть не менее важный, как искушение Галадриель. Перед тобой сила, да что там сила, СИЛИЩА и отделяет от неё только поучение бородатого старика да собственный нравственный компас. Невероятно банальный пример - часто ли мы уступаем место в электричках, хоть это и ПРАВИЛЬНО это по "скучному" нравственному компасу делать. Тут не то, что усталость, представление о том, что придётся стоять, ставит крест на благих намерениях.
Как раз главная проблема христианства - не найти путь, который уже дан, причём настолько ясно и близко выражен, что можно лишь отвернуться от него. Но найти силы на него:
а) посмотреть
б) по нему пойти
И это нисколько не умаляет ответственности за собственный выбор, прошу заметить.
Quote:
Ну нет и не бывает в жизни такого. И если у Достоевского например написано жизненно, то у Толкина - нет, потому что жизнь никогда не ставит перед человеком карикатурное подобие зла в чёрных штанах, а персонифицированное метафизическое мировое зло никто не видел. И решение таких чисто внешних проблем по устранению зла не даёт человеку никакого познания или какой нравственной или духовной пользы.
Фактическая ошибка - у Толкина есть место, где зло более ярко выражено и существо, перед злом склонившееся. То бишь Саурон. В финале ясно показано, что зла как конкретной сущности нет в принципе. Это как, ну не знаю, Гитлер - если уж параллели проводить со Второй Мировой. Этот человек своими решениями причинил очень много боли и страданий. Как и Саурона, можно назвать его склонившимся перед злом.
Да и у Достоевского та же проблема добра и зла очень чётко поставлена. Очень христианский писатель. Идея Раскольникова дурна. Но она привлекательна. Она приятна. Она кажется разумной, чёткой, в неё могут многие поверить. И потому персонаж делает "плохой" выбор. А причина плохости разбирается на протяжении всего последующего романа.
Quote:
Я вообще-то материалист, человек неверующий, религию, не исключая и христианства, полагаю вслед за Марксом надстройкой над экономической формацией общества, разделяю мнение, что христианство больше взяло от античной философии и прочие интересные мысли.
Да, влияние античной философии несомненно, однако не стоит забывать мощнейшие тёрки между философами христианскими и языческими (если их так можно назвать). В начале н.э. происходит очень мощное переосмысление старой философской мысли. Ну, и хотя Маркс как философ няшка и всё такое, всё же в вопросах религии, я думаю, разумно обращаться к самой религии. Если не нравится пафос Августина, можно Рудольфа Отто или Фому Аквинского почитать. Из русских - Франка, Булгакова (Сергея).
После некоторого знакомства с сочинениями вышеназванных деятелей мне кажется очень сомнительной сводимость любой религии к просто надстройкой над экономической формацией. Иначе говоря, с такой позиции рассматривается лишь часть всей проблемы и тут уже мне видится некоторое упрощение и примитивизация.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 16:20 
Offline
User avatar

Joined:

17 Dec 2009, 13:25

Posts: 3408

Quote:
религию, не исключая и христианства, полагаю вслед за Марксом надстройкой над экономической формацией общества
Нда : причины возникновения религии - вопрос сложный, сюда можно причислить не только какие-то экономические аспекты, а например тот факт, что не охота людям совсем-совсем помирать :) , а также и попытки осмысления устройства мира, и желание иметь какую-то сверхестесственную поддержку (пусть выдуманную, но все равно так как-то спокойнее :) ). И наверно много чего еще, что мне в голову в данный момент не пришло.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 16:45 
Offline
User avatar

Joined:

15 Oct 2010, 18:52

Posts: 2200

Фому Аквинского читал, не убедительно. А по поводу СИЛЫ, так она ж тёмная и соблазн этот опять же сводится всё к тому же банальному выбору - выбрать свет или тьму, вот и всё. Поэтому выбора нет (выбор тьмы - тупиковый выбор), мы уже заранее знаем как поступит Фродо - он выберет свет. А если подходить с философской точки зрения, то может статься, что никакой тьмы и света как таковых и не существует вовсе и вся эта придуманная борьба за свет (как и сами эти понятия света и тьмы), теряет смысл вне этого дискурса.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 17:00 
Offline

Joined:

24 Sep 2009, 17:22

Posts: 95

Quote:
Фому Аквинского читал, не убедительно. А по поводу СИЛЫ, так она ж тёмная и соблазн этот опять же сводится всё к тому же банальному выбору - выбрать свет или тьму, вот и всё. Поэтому выбора нет (выбор тьмы - тупиковый выбор), мы уже заранее знаем как поступит Фродо - он выберет свет. А если подходить с философской точки зрения, то может статься, что никакой тьмы и света как таковых и не существует вовсе и вся эта придуманная борьба за свет, теряет смысл вне этого дискурса.
И что, что тёмная? Это мешает её выбрать? Моё пример с электричкой столь же чёрно-белый. Можно для наглядности ещё и женщину беременную рядом представить. Фродо, напоминаю, выбор в сторону света на Ородруине так и не сделал. Ну, вообще. Поэтому, получается, что если мы заранее представляем, что Фродо кинет колечко - мы ошиблись.
По-моему, ты просто пытаешься сказать, что банальность выбора = предсказуемость. Иначе говоря, если ты можешь предсказать, что Арагорн поступит хорошо, то выбор, поставленный перед ним (да и сам персонаж) банален. При этом, сложность выбора никакой роли не играет, ведь предсказуемость шага уже делает выбор лёгким для читателя. У Августина в "Исповеди", что забавно, целый кусок посвящён тому, что он уже знает как правильно, но никак не может себя заставить действовать сообразно этой правильности. У Толкина мотив искушения и совращения тоже неплохо прописан, и именно в этом и проявляется трудность выбора.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 17:27 
Offline
User avatar

Joined:

15 Oct 2010, 18:52

Posts: 2200

Quote:
При этом, сложность выбора никакой роли не играет, ведь предсказуемость шага уже делает выбор лёгким для читателя. У Августина в "Исповеди", что забавно, целый кусок посвящён тому, что он уже знает как правильно, но никак не может себя заставить действовать сообразно этой правильности. У Толкина мотив искушения и совращения тоже неплохо прописан, и именно в этом и проявляется трудность выбора.
Ну это и не выбор вовсе, это заставление, принуждение себя действовать сообразно готовому плану (опять же за свет, даже если не хочется, но надо - потому что "правильно"), по бумажке так сказать. Т.е. свободы выбора нет. Черное или белое, при этом чёрное неправильно сразу, других цветов не предусмотрено, т.к. по видимому и помыслить христианским авторам о существовании каких-то альтернатив невозможно, они, видят только один цвет, на который надо лететь, не замечая многообразия мира. Вот в этом и вижу ограниченность таких произведений.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 17:46 
Offline
User avatar

Joined:

15 Oct 2010, 18:52

Posts: 2200

Вообще это всё напоминает социалистическую литературу, где основная мысль - все силы для достижения коммунизма - непреложного добра для всех на всём свете. В них постулировалось, что коммунизм это добро, свет, капитализм же это зло и тьма. Были и свои пророки и "теологи", труды, основа. Соответственно боролись с порождениями тьмы и шли к свету. Да было тяжело бороться с разлагающим влиянием запада (Мордор) но нужно, нужно! Было заранее известно куда идём и зачем, вся проблема была в той же самой тяжести, уговорить себя поступить по партийному, по комсомольски (та же самая задача как у Августина, который знает как правильно, но долго уговаривает себя), чтобы быть хорошим человеком, коммунистом и отдать все силы за великую цель - построение светлого будущего. За правду, за добро, за свет!

Image

Image

Image

Image


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 18:03 
Offline

Joined:

24 Sep 2009, 17:22

Posts: 95

Quote:
Ну это и не выбор вовсе, это заставление, принуждение себя действовать сообразно готовому плану (опять же за свет, даже если не хочется, но надо - потому что "правильно"), по бумажке так сказать. Т.е. свободы выбора нет. Черное или белое, при этом чёрное неправильно сразу, других цветов не предусмотрено, т.к. по видимому и помыслить христианским авторам о существовании каких-то альтернатив невозможно, они, видят только один цвет, на который надо лететь, не замечая многообразия мира. Вот в этом и вижу ограниченность таких произведений.
Ну, у Толкина опять же было об этом замечательно сказано. Можно разложить белый цвет на спектр, но от этого количество выбора не прибавится. У нас может быть двадцать пять выборов, предположим. Пока мы не поймём, какой хороший, а какой плохой (и какой наилучший), сделать разумный осмысленный шаг мы не сможем. Или эники-бэники или чёрное-белое, от этого не деться. Далее, продолжая наш мысленный эксперимент, если мы находим наилучший и наихудший выбор, мы с большей вероятностью сделаем ставку на наилучший, кроме тех моментов, когда не можем достигнуть его. Пример с электричкой, напоминаю, - все физические возможности есть, но перебороть своё желание человек не в силах. Как я уже писал, мотив искушения у Толкина присутствует в полной мере. Выбор, соответственно, делается постоянно. Фродо не зря вспоминает уютный Шир. И при этом постоянно делает выбор в пользу своей миссии, которую он в определённый момент полностью и сознательно взваливает на себя.
Помыслить об альтернативах для Августина (например) безусловно можно, представлять христиан ограниченными - значит предаваться предрассудкам. Просто эти альтернативы для него ведут в ничто. Опять же, лучше обращаться за справками к самим христианам.
Quote:
Вообще это всё напоминает социалистическую литературу, где основная мысль - все силы для достижения коммунизма - непреложного добра для всех на всём свете. В них постулировалось, что коммунизм это добро, свет, капитализм же это зло и тьма.!
Да, это очень верное наблюдение. С одной поправкой - сам свет и само добро было подменено коммунистическими принципами. Зло метафизическое успешно запихнули в мировую форму, как и добро. Рай до кучи на землю приписали. Естественно, по сравнению с христианством получилось очень грубо. Как язык орков по отношению к языку эльфов, если брать Толкиновскую терминологию.
Quote:
Было заранее известно куда идём и зачем, вся проблема была в той же самой тяжести, уговорить себя поступить по партийному, по комсомольски (та же самая задача как у Августина, который знает как правильно, но долго уговаривает себя), чтобы быть хорошим человеком, коммунистом и отдать все силы за великую цель - построение светлого будущего.
Не только в этом была проблема. Весь этический аппарат был построен достаточно криво, как мне кажется. Сложность была именно в уговаривании себя, в обмане собственной нравственности. У Августина фокус совсем в другом. Никого обманывать не нужно. Он сам, один из умнейших и начитаннейших людей своего времени, принял христианство и согласился с ним. Выбор всегда с ним, однако до некоторого откровения, собственного переворота души чрезвычайно сложно действовать верно. Не как партия и Библия сказала, а как он сам, внимательно изучив проблему, для себя решил. В общем, лучше не читать мои цитаты as is, а прочитать "Исповедь" непредвзято - автор всё замечательно разумно излагает.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 18:27 
Offline
User avatar

Joined:

17 Dec 2009, 13:25

Posts: 3408

Так - я может не до конца конечно понимаю. Но на текущий момент, у меня сложилось впечатление, что Majestic утверждает, что схема представленная в книге излишне простая, двухсоставная и чернобелая.
Секрет на текущий момент утверждает (или просто фраза составлена кособоко), что сколько бы выборов не было, они всегда или черные или белые
Quote:
У нас может быть двадцать пять выборов, предположим. Пока мы не поймём, какой хороший, а какой плохой (и какой наилучший), сделать разумный осмысленный шаг мы не сможем. Или эники-бэники или чёрное-белое, от этого не деться.
Согласится с таким не могу. Пример с электричкой - это не единственная возможная ситуация и большинство жизненных выборов скорее находятся в градациях серого (хотя бы на том основании, что могут зависеть от множества разных обстоятельств и разных людей, и что для одних хорошо, для других может обернутся уже чем-то не хорошим), чем в двуполюсной системе плохое и хорошее.
Quote:
У Августина в "Исповеди", что забавно, целый кусок посвящён тому, что он уже знает как правильно, но никак не может себя заставить действовать сообразно этой правильности.
Что там у Августина - это не читала (и наверно напрасно). Но полагаю, что человек чаще всего не может заставить себя действовать в соответствии с "абсолютной правильностью", потому что ему самому это не выгодно, а зачастую даже и опасно.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 18:55 
Offline
User avatar

Joined:

15 Oct 2010, 18:52

Posts: 2200

Абсолютная правильность это идеализм, а идеализм к жизни слабо относится. Уже сколько раз пытались создать сверхчеловека (коммуниста, германо-арийца, святого воина и т.д.) и всё шло крахом, потому что человека во внимание никогда не брали, навязывая ему какую-то отвлеченную от жизни мораль, систему ценностей и прочие "труды по преодолению себя" да и вообще готовую чужую систему по воспитанию титанов, а не людей. При этом отбиралось право на самовыражение. Не выразить себя таким, какой ты есть сам по себе, а таким, каким должен быть по мнению кого-то. Кто-то принимает чужую систему самостоятельно, а кто-то под воздействием массового внушения, но результат один - свои мысли постепенно и еле заметно заменяются готовыми и подстраиваются под свод чужих.

И да, цветов таки больше чем даже градаций серого и вариантов много, и все они правильные. Потому что правильность определяет не свод чужих истин, а сам человек.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 18:59 
Offline

Joined:

26 Nov 2011, 20:30

Posts: 124

Какой-то непонятный оборот уже эта дискуссия принимает :) Имхо, забейте на все это, не стоит оно таких длинных постов. Я бы часть аргументов Маджестика, пожалуй, принял: Толкин в своих мыслях действительно не оригинален, и действительно, и до него, и после него литературе известны куда более сложные концепции человека, на фоне которых толкиновское художественное решение выглядит сильным выпрямлением. Но нравится мне Толкин, и черт с ним. Нормальный писатель, а христианство - нормальная религия. В теологические дебаты вообще лучше не лезть: в них сами церковники в дикие дебри забредают, куда уж нам.
Короче, вот http://www.youtube.com/watch?v=4me7fiU192s - песенка с моралью о подобных спорах, мной уже упомянутая.


 Profile  
Quote  
PostPosted: 04 Oct 2012, 19:01 
Offline

Joined:

24 Sep 2009, 17:22

Posts: 95

Quote:
Согласится с таким не могу. Пример с электричкой - это не единственная возможная ситуация и большинство жизненных выборов скорее находятся в градациях серого (хотя бы на том основании, что могут зависеть от множества разных обстоятельств и разных людей, и что для одних хорошо, для других может обернутся уже чем-то не хорошим), чем в двуполюсной системе плохое и хорошее.
Скорее, я утверждаю, что любой выбор и любая этическая конепция работает только в рамках хорошо-плохо. В случае страданий многих людей, если будет выбор - заставить страдать одних или других - то выберем мы то, что всё равно посчитаем наилучшим. Например, в первой группе люди более выносливые. Это не сделает выбор менее тяжёлым, однако всё равно его сделать придётся. В KotOR II, например, есть прекрасная диллема, которая мучает ГГ с тех пор, как он сделал выбор. В определённый момент он должен был либо попрать путь джедая и уйти на войну либо остаться верным кодексу и смотреть, как умирают и страдают люди. Соответственно, он на войну отправился, после чего сдал свой световой меч и ушёл в изгнание. По ходу игры можно выяснить удивительную вещь - из двух неверных (серых?) путей он выбрал правильный. Но только при определённом прохождении, конечно.
Quote:
Что там у Августина - это не читала (и наверно напрасно). Но полагаю, что человек чаще всего не может заставить себя действовать в соответствии с "абсолютной правильностью", потому что ему самому это не выгодно, а зачастую даже и опасно.
Там сложность как раз в том, что эта правильность не только не не выгодна и опасной не является, но и представляет из себя единственный практически выгодный путь. Вернее, максимально выгодный. Однако всё равно сложно преодолеть себя.
Quote:
Абсолютная правильность это идеализм, а идеализм к жизни слабо относится.
Это тоже довольно спорное утверждение :). Может быть только он к жизни и относится, в том плане, что человек без какой-то даже рудиментарной идеи абсолютной правильности не может нормально существовать. Логические построения тоже не абсолютно правильны, но нам приходится принять их таковыми, чтобы можно было нормально рассуждать, как и много других положений.
Quote:
Уже сколько раз пытались создать сверхчеловека (коммуниста, германо-арийца, святого воина и т.д.) и всё шло крахом, потому что человека во внимание никогда не брали, навязывая ему какую-то отвлеченную от жизни мораль, систему ценностей и прочие "труды по преодолению себя" да и вообще готовую чужую систему по воспитанию титанов, а не людей. При этом отбиралось право на самовыражение.
Да, ограничение человека до моторчика, движущегося по определённой колее, да и вообще всякая механизация по отношению к некоторым столь же механическим абстракциям, почти наверняка приводят к такому результату. Поэтому стоит, пожалуй, вывести правило - стать "сверхчеловеком" можно лишь приняв определённую этику самому. Со свободной волей и чистым разумом, не подбирая её с дороги. В этом плане Августин очень показателен, так как сам пишет о разных правилах для разных эпох и ситуаций.
Quote:
Какой-то непонятный оборот уже эта дискуссия принимает :) Имхо, забейте на все это, не стоит оно таких длинных постов. Я бы часть аргументов Маджестика, пожалуй, принял: Толкин в своих мыслях действительно не оригинален, и действительно, и до него, и после него литературе известны куда более сложные концепции человека, на фоне которых толкиновское художественное решение выглядит сильным выпрямлением.
Да я только сейчас поймал себя на мысли, что наконец-то стал что-то в Толкине после этой дискуссии понимать. Раньше книга была и книга, ну с красивым христианским отображением зла. А тут уже и Фродо сам по себе является персонажем исключительным потому, что лишь он один может сделать цепочку добрых выборов. И именно это качество заставляет самого короля склонится перед маленьким хоббитом. С такого ракурса книга вообще получается рассказом об искушении.


 Profile  
Quote  
Display posts from previous:  Sort by  



[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1275: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
cron