Некоторые, наверное, слышали о так называемом "New Games Journalism Manifesto", опубликованном в 2004 году неким Кироном Гилленом. Он произвел много шума, так как фактически обвинял всю современную журналистику в несостоятельности. В нынешнее время, по его словам, практически все игро-описательные издания - это по сути примитивные "buying guides" или "shit filters", они существуют для того, чтобы читатеть из общего потока игр смог выбрать себе нечто конкретное по вкусу, не тратя время на апробацию всего потока.
Основной целью новой игровой журналистики Гиллен видел не разбор игрушек по частям, не препарирование "графики", "музыки", "интересности" и прочего и не выбор рейтингов, а написание "путеводителей в воображаемые миры". Главная роль в этой журнилистике он отводит не игре, а игроку - его чувствам и мыслям, вызываемым этой игрой.
Познакомившись с этим манифестом и несколькими образцами NGJ, у меня, естественно, появились вопросы. Во-первых, всякая ли игра пригодна для NGJ? Если мы говорим о путешествии в воображаемый мир, то значит этот мир должен быть способным "воображаться", то есть он должен иметь некое нарративное содержание, правильно? Что же делать, если его нет, или оно настолько убого, что погрузиться в этот мир становится невозможно - плохая игра или плохие мы?
Во-вторых, где грань между описанием эмоций, порождаемых игрой, и путешествием в игре? Скажем, первым примером NGJ, который пришел мне в голову, был ныне покойный game.exe, но сравнивая его с некоторыми англоязычными NGJ-статьями, у меня усиливалось ощущение, что это "не то". В .exe статьи в основном строились именно на ощущениях и эмоциях, связанных с игровым миром, и некоторые работы читались просто великолепно, они как будто на самом деле переносили меня в игру. Но по сути, если отойти в сторону, видно что статья - лишь каталог эмоций, как статьи в "PC-икрах" и "Икромании" являются лишь каталогом рейтингов и картинок. Так как же нужно смотреть на игру, что бы оставаться между "упал, очнулся, смотрю - гипс" и "весело, страшно, интригующе"?
Делитесь своими соображениями по теме, господа.
NGJ Manifesto:
http://www.alwaysblack.com/blackbox/ngj.html
Десять примеров NGJ:
http://blogs.guardian.co.uk/games/archi ... alism.html