"Диалог человека с произведением искусства дается ему очень большой кровью, он мучается" - из доклада (рассказа) Дыбовского 2005 года.
"Художник должен страдать!" - народная мудрость
Здравствуй... я не люблю саморекламу или когда кто-то (включая меня) говорит только о себе. Но чтобы картина была полной мне придется поступиться своим неприятием.
Все началось с "Мора". Нет, все началось еще раньше, но понял я это только после "Мора". Но сначала немного о том, что я из себя представляю. Заранее предупреждаю, что в этой записи много, очень много биографичного. Надеюсь я человек с не самой скучной биографией для своих 22-х лет, но тем не менее постараюсь быть кратким.
Родился в Сочи. За год до школы родители купили мне гибрид "денди" и "клавитуры". И все бы обошлось, но на фирменном картридже этого существа был Basic. Я написал свою первую программу еще до первого класса, еще даже не осознавая к чему это приведет. Даже толком не понимая что и зачем я делаю. Такой вот чистый акт творения)) Может я бы вырос гением от олимпиадного программирования, но все сложилось иначе, о чем я, впрочем, не жалею. Было искреннее детство с игрой в "индейцев" (правда по вселенной M&M) и "войнушками".
В то время, когда у всех был pentium 100 у меня был 386-й. Когда все перешли на P3 у меня был P100. И только в 8-м классе у меня появился современный компьютер. В плане программирования я совершил эволюцию не свойственную для своего поколения: basic, со второго класса turbo pascal, в 3-м уже освоил азы ассемблера (с тех пор дальше этого и не ушло), в 4-м перешел на С/C++ (как раз с появлением P100), и далее до конца 9-го класса творил и писал на плюсах, остервенело критикуя pascal - была у меня на него одна детская обида. И подобная эволюция произошла и в играх: начинал уже не помню с чего, потом были "Dungeon Master", "Civilization", "Eye of Beholder", "Legend of Kyrandia", "Gobliins", "Wolfenstein 3D" - я много чего перепробовал из той эпохи. Я рисовал карты подземелий в тетрадках, записывал на полях формулы заклинаний, в условиях отсутвия интернета честно бился над головоломками. Потом были вещи поновее - "Dungeon Keeper", "Heroes II" и прочее - этот период не принес столь ярких эмоций. С появлением современного железа я познакомился с современным игростроем, но лучшие воспоминания оставили игры отнюдь не современные: "Fallout", "Planescape", "Vampires the Masquarade"... эх...
И примерно в то же время Тарковский перевернул мое отношение к кинематографу, а Дыбовский, чуть позднее, к играм. "Мор" стал для меня откровением. Стал тем самым "Костяным Домом". Войдя в него я переродился. К своему стыду я проходил его долго. До конца этот дом хотя бы за Бакалавра я прошел относительно недавно. Тогда же искренне пройти ступеньки первых 5-и дней и честно умерев в этом мире - т. к. даже сохранения не могли спасти жизь Бакалавра - оказалось достаточным чтобы меня изменить. Игра, стараясь визуально не отставать от современников, но была очень очень глубока... мое воображение, сопереживание и интеллектуальная интеграция с миром была на высоте. Никому прежде не удавалось достичь столь высоких показателей. Вирус был запущен в кровь, процесс брожения начался.
В 8-м классе я влился в олимпиадное программирование. В школе технические дисциплины давались крайне легко, а гуманитарные не напрягали. Правда я не умел писать сочинения. Проиллюстрировать "Преступление и наказние" через диалектику Платона, провести аналогии между "Грозой" и древнеегипетской теократичной культурой - подобные излияния не получали больше трех баллов и не заслуживали похвалы, в лучшем случае - молчания. Зато нагло скатанные у Белинского мысли уверенно тянули на 5. ЕГЭ гори в Аду!
В 9-м классе я взял диплом всероса по информатике, освоил немного Ogre3D - к сожалению на том и закончилось. По окончанию поступил в СУНЦ МГУ без экзаменов (интернат такой с усиленной технической программой). В 10-м классе уже пребывал в Москве, коротая вечера в общаге с такими же раздолбаями как и я. Да, в плане учебы я раздолбай. Свободное время тратил либо бездарно, либо на книги и программирование, причем на второе даже больше. Олимпиадны поднадоели своей сухостью, нет там творчества, лишь минутные эйфории от победы над задачами. Скорее - там не было души. То, что я создавал умирало навсегда пройдя отведенные для проверок тесты. Я ушел в программирование прикладное, в WEB, в сервера, в верстку, в базы данных. Потому что они "дышат". Они - живут во благо людей. А олимпиады - просто держал себя в форме и взяв еще несколько дипломов за 2 года в СУНЦе успешно по ним без экзаменов поступил в МФТИ.
Инициация на каждом шагу. Как учил меня дедушка Юнг - сущность это заметная, влиятельная и корнями уходит в темные глубины коллективного бессознательного. Если "Мор", "Сталкер" (фильм) и некоторые книги переродили меня внутренне, то СУНЦ из ребенка-философа сделал из меня уже воина (или художника, охотника - не суть важно). Слишком рано. Обычно это происходит в универе - и тогда нет девиантных деформаций личности. Пройдя СУНЦ самое полезное для меня было бы год-два отучиться в универе, получить хорошую математическую базу и начать работать за деньги и наращивать мышщы опыта на реальных задачах. Впрочем, я делал все чтобы следовать похожей схеме. Вирус "глубоких игр" продолжал понемногу закипать в крови.
МФТИ. Еще в СУНЦе я научился чувствовать необходимый минимум знаний и усилий для успешного завершения сессий и экзаменов. Поэтому ботал только то, в полезность чего верил. Перфекционизм же проявлялся в том, что я делал для души. И я носился по универу в поисках работы для самореализации, чтобы определиться с областью деятельности. Игростроя в МФТИ - ноль. Поэтому поработав с Parallels, Intel и еще парой менее заметных игроков в результате остановился на web development, в частности Ruby on Rails. Начал работать на
100ege.ru, был тимлидом (получилось что я самый опытный в команде) - из-за позитивных перспектив даже на год в академ ушел. И ныне тяну лямку второй жизни на третьем курсе. За академ успел влиться в ныне провалившийся стартап
twistock.com (браузерная игра, биржа на основе twitter-аккаутов). До этого еще были попытки сделать убер-браузерную-небесполезную-для-душ-и-ума-игроков игру - но они провалились толком не дойдя даже до прототипа. Сейчас понемногу возрождаю twistock.com, правда уже под другим названием и под эгидой
nablaprojects.com, соучастником основания которого я являюсь (только тсс... nabla projects еще не готов открыть свои границы, и вообще - я еще не написал нормальный движок для этого сайта). А деньги на жизнь зарабатываю программируя на rails на удаленке в одной из компаний. Я пока не знаю как сдам сессию: еще есть шанс закрыть без особых напрягов, так и слить все. Времени вагон, а универ, будучи честным скажу, что надоел смертельно. Но партия сказала "надо!".
Будучи на 1-2 курсах я был членом "агитки" своего факультета (ФУПМ) - там я научился заражать своими идеями. Нет, умел я это и раньше, а практика просто укрепила этот навык. 100ege перешел с drupal на rails под моим влиянием. Часть одногрупников первелась на другой факультет под влиянием моего энтузиазма (хоть я и решил в результате не переводиться). А сколько вечеров на кухне под бутылку чего-нибудь было на кухне, сколько обсуждений темы игр. Но игростроя в МФТИ - ноль. И у меня не было ориентиров. Скорее наоброт - когда дело касалось игр - ориентировм был я, хоть и считал себя недостойным этой роли; а все потому что я своими идеми плешь проел и даже заслужил прозвище "мистер артхаус", а сколько раз меня называли "наркоманом" за те речи, которые я толкаю - и не счесть. Хотя из вредных привычек у меня только курение. Остальное меня не берет)) Десятки листков были исписаны диаграммами, идеями, осмыслениями Хаоса и Порядка, Костяного Дома, Коллективного Бессознательного, отголосков Архетипов... как видно выше я прошел этап "давайте запилим MMO от которой все обосрутся" - и сделал выводы. Я безграмотно начал стартап со своим другом - и сделал выводы. Я рискнул уйти в академ ради определенных перспектив - и тоже сделал выводы.
Но сейчас у меня творческий кризис. Кухонная философия исчерпала себя. Мне уже катастрофически мало быть диванным теоретиком. Я слишком стар для этого. Если бы не универ - то найти место в хорошей компании занимающейся webdev на позицию 80-100к мне уже легко. Сейча работая удаленно у меня ставка 70к из расчета на фуллтайм (который я по понятным причинам не выдаю). Но это все не то. Здесь нет души, хоть и есть неистовый полет инженерной мысли. Недавно я обсуждал один свой концепт с человеком не столь далеким от геймдева (Константин Клищенко - мб кто его знает) - он сказал, что для начала мне нужно найти писателя, заразить своей идеей, заставить воплотить ее в текст, который должен стать более-менее популярным - а потом уже заикаться об игре. Ограниченность МФТИ и цепкие клешни его атмосферы не дают мне нащупать дорогу вовне, к людям у которых я смогу научиться многому. А мне это уже нужно как воздух. Иначе во мне что-то умрет. Именно то, что дал мне "Мор" и "Тургор". Творец не должен растворяться в социуме, а именно это со мной уже начало происходить.
Но здесь я понял еще одну проблему. Это страх. "Художник должен страдать". Если прозведение вызыват грусть - художника рвет на части от этой грусти, его от нее чуть ли не тошнит. Если любовь - художник влюблен неистово, остервенело. Если ненависть - то художник становится чистым диаволом)) И художник страдает. Я немного писал стихи (они даже кому-то действительно нравятся) и смог это на себе почувствовать в некоторой степени. Так вот, я понял что боюсь этой боли. И я поимаю, что это нормально.
Я потратил прорву абзацев, чтобы описать кто я есть и как дошел до жизни такой, и лишь пару на сами проблемы. Все из расчета, что решения проблем человеческих - дело индивилуального подхода. Статистике плевать на страдания единиц. Я не очень люблю саморекламу, но все же в данном случае счел ее уместной. Все же это кабак, где, как не здесь излить душу))
Если подвести итог - то вопроса у меня два - как вырваться из цепких лап сложившейся жизни в мир людей связанных с глубокими играми? Я готов мотаться по Москве, просиживать диваны в кофейнях и барах, врываться в офисы и смотреть что-да как пытая и по мере возможностей развлекая присутсвующих. Как минимум, чтобы почувствовать их, попытаться понять их сидя за одним столом, в не по узору извилистых строк в интернете. И второй - что делать с этим страхом катарсиса? Хочется просто услышать комментарии... живые человеческие слова сказанные мне, а не сотням читателей блога или книги "как стать творцом для чайников". Живые слова в этом случае обладают крайней ценностью.
Я два дня собирался это все высказать... думал... сомневался... и все решил что так будет правильно. Итак, дорогой собеседник, что думаешь?