Quote:
Так вот. Тук-тук-тук я ждал, как ни ждал больше ничего из игр за последние годы. Так что без "синдрома обманутых ожиданий" не обошлось, конечно. С другой стороны, я все равно не ждал откровения, понимал, что игра будет короткая, маленькая, камерная. Но от людей, сделавших Мор и Тургор, а это все-таки определенный уровень ожиданий. Самое главное, чего я ждал - это сильной метафоры какой-то фундаментальной идеи и элегантное воплощение через игровую форму. Именно этого я не получил.
Как такового сюжета кот наплакал. Символ на абстракции и метафорой погоняет. И ладно бы, если бы это был сплошь текст. Но картинки! Картинки, черт возьми! Кому пришла идея подавать сюжетную информацию через шизоидные картинки, появляющиеся на 10 секунд, чтобы навсегда исчезнуть?! Это перебор. Я люблю метафоры, но здесь просто не за что уцепиться. Произведение искусства не должно превращаться в шараду, где игроки пытаются разгадать смысл очередной картинки-ребуса. На поверхности лежит основная метафора игры (дом = сознание, гости = мысли и т.д.), все остальное - беспочвенные гадания на кофейной гущи в стиле "что же символизирует в этой сцене мизинец левой ноги третьего трупа справа".
При этом масштаб оказывается камерным не только у игры, но и у сюжета. Казалось бы, какая тема - модель сознания человека, да тут можно такое сотворить, ого-го! В итоге все скатывается к мелочевки - "чего не вижу, того и нет". После фундаментального Мора и мощного, многопланового Тургора это как-то... слабовато. Ну, понятно, что не каждый раз горы воротить. Но все же.
Наконец, я ждал, что под конец игра выкинет какой-нибудь хитрый финт ушами, мощным ударом пробьет 4-ю стену (как это сделал в свое время Мор) или что-нибудь в этом роде. Ни-че-го.
Не подумайте, что мне совсем не понравился тук-тук-тук. Понравился. Местами. В игре великолепно воссоздана мистическая атмосфера. Ощущение загадчности очень здорово передается через разные детали: профессия главного героя, дневник. Игра может расположить к размышлениям относительно устройства бытия и восприятия его человеком - но именно этой, самой по моему мнению ценной темы, там так мало. Увы-увы.
П.С. Наблюдение личного характера. Обсуждение любого произведения рано или поздно переходит к копанию в его кишках. Т.е. обсуждать начинают те самые "мизинцы левых ног". Обычно это симптом того, что основные смыслы и идеи уже закончились, а поговорить еще хочется - и начинают говорить на оставшиеся темы. В случае тук-тук-тук "копаться в кишках", как мы помним, начали буквально на второй день после выхода игры.
Практически полностью согласен, спасибо, что озвучили мои мысли))
В общем, главная моя претензия к игре в том, что долго ждал нового проекта от ледорубов, а получил Тук-тук-тук. Если бы разработчик был другой, я бы за неё даже не взялся.
Игра на тему сознания и подсознания была бы интересной, если бы предлагала не просто ещё раз об этом подумать (опять? рили?), а добавляла новых идей.
Уверен, у студии были причины сделать этот проект. О некоторых из причин они уже сообщили открыто. Так что я понимаю, что он был необходимым. Для авторов. Не для игроков.
_________________
— Я красивый, — сказал урод и заплакал…
— А я урод, — сказал другой урод и засмеялся…