За что я благодарен играм «ледорубов»? Сегодня я опять задумался над этим вопросом. Ведь я так ни разу и не написал подробно об этих своих чувствах. И не потому, что их нет, а потому что их много. Так много, что трудно осознать и описать словами. Я думаю у всех поклонников «Мор. Утопии» и «Тургора» есть какие-то из этих чувств.
Итак, первое, о чём я хотел сказать (и уже когда-то говорил) – это ценность времени. Через «Мор» и «Тургор» проходит основная мысль - цени время. И даже не так. Не цени время, а не упусти своё мгновение, сумей увидеть его и узнать. В «Мор. Утопии» нельзя отложить какое-либо дело на завтра, потому что этого завтра может и не случиться. Эта игра научила меня рационально распределять время. Пусть и не всегда с пользой. Однако распределять время я научился. Потому что лучше делать сегодня то, что завтра займёт у тебя гораздо больше времени. Чувство ценности времени уже не раз помогло мне найти время и на учёбу и отдых. Пример – активный отдых лучше сочетать с пассивной работой, когда не надо бегать туда-сюда (прекрасно сочетается пойти на каток после решения курсового), пассивный отдых (чтение книги, просмотр фильмов, музыка) лучше сочетать с физическим трудом (или же с решением зубодробительных задач, ибо утомляют они посильнее пятикилометровых пробежек.) В общем, никакая другая игра не заставляла меня задуматься о таких вещах, как планирование дня (недели), труда и отдыха.
Второе за что я благодарен «ледорубам» - это за философский сюжет их игр. Пусть даже в них и нет того смысла, что я увидел, но они заставили меня глубоко задуматься о некоторых вещах. В этом абзаце я говорю о Городе-на-Горхоне (как его метко прозвали на форуме, извиняюсь, забыл кто). В этом Городе переплетены детские мечты каждого человека. Патриархальный Уклад символизирует высшую силу над нами. Этому монстру хочется подчиняться, хочется быть с ним, участвовать в степных обрядах и таинствах. Хочется быть частью этой силы, потому что она защитит. Уклад сродни языческому богу. Он живёт вместе с природой, он берёт от природы и возвращает ей. Есть в нём что-то прародительское. В каждом человеке кроется ощущение того, что древние Знали истину. Уклад указывает нам её. Как указал он место Артемию. Его место в жизни. Именно на этом месте Артемий Бурах стаёт самим собой. Он находит смысл и цель жизни в спасении Уклада. А нет ничего прекраснее для человека, чем найти в мире своё исконное место. Я вот сейчас его ищу - я чувствую, что оно есть.
Бакалавр Данковский, он символ порыва. Горячность идей, неприемлемость альтернатив. Такое бывает, когда борешься за свои идеалы. И Даниил, избравший своим врагом смерть – прекрасный пример желания достигнуть своей цели. Он может побороть Смерть и сохранить чудо. Кто из нас не хотел бы этого? Башня – это символ того, что земные законы можно побороть. Даже закон неизбежной смерти. Иногда чувствуешь себя этаким Даниилом Данковским, бакалавром медицинских наук, и идёшь к своей цели, не оглядываясь по сторонам и не пугаясь трудностей. Потому что ведёт тебя мечта. Даниил – мечтатель. И я его понимаю.
За что я люблю Самозванку? Да за то, что она поняла: Уклад – это степная сказка, Башня – это парящая мечта, и Город без них обоих перестанет быть утопией. Он станет обычным провинциальным городком. Из него исчезнет волшебство. Этот Город-на-Горхоне сам по себе чудо, и спасти его можно только чудом. Самозванка спасла. Пройдя игру, я понял, что чудеса бывают, если их творишь ты сам…
Третье чувство, причиной которому являются игры «ледорубов» – неприятие смерти, как конца всего. Возможно это не проблема для тех, кто верит в Бога. Я же не верю, и поэтому проблема есть. Так вот именно «Тургор» дал мне одно из самых моих любимых изречений – «Не бойся смерти – смерти нет». И ведь правда, ещё Камю говорил, что человек боится не смерти, а времени. Потому что опыта смерти у него нет. Человек боится неизвестности. А в «Тургоре» эта неизвестность превращается в завораживающий мир Промежутка. Конечно, я не считаю, что человека ждёт то, во что он верит (иначе бы я свято верил в Малую Смерть и Рай Братьев), но такая трактовка того, что за порогом Смерти мне очень нравится. Она красива. Она не делает привлекательной Смерть, она делает красочнее жизнь. Наполняет её Цветом.
Кстати про Цвет. Бывают в жизни ситуации, когда окружающее утрачивает часть своих красок. Осень из золотой превращается в серую, весна из яркой – в грязную, зима - из новогодней в холодную, лето из жаркого в дождливое. Ну хватит, пожалуй, примеров, мысль понятна, да и времена года у меня кончились. Жизнь тускнеет. Становится похожей на Промежуток – сплошные скалы, вокруг Братья и их извечные табу, которые можно было бы не соблюдать, но тебе этого не позволят, потому что сами страдали от них когда-то, а теперь моя очередь. Но можно в жизни найти свои Тургор, наполнить сердце (раз уж оно одно) Цветом. Я думаю, многие знают эти Цвета – любовь, страсть, творчество, увлечения. То из чего состоит наша жизнь; то, что в конце концов запомнится навсегда. «Тургор» говорит – найди свой Цвет и тогда ты воспаришь над Промежутком, найдёшь свой рай на земле. (Может и не говорит, но намекает точно.) Разве вам не приходилось испытывать некое подобие маленького счастья, когда Младший поднимался на Поверхность или поднимал туда одну из Сестёр? Вот! Это оно и есть. Маленькие цели, капли Цвета, наполняющие сердце. Жаль, что они имеют обыкновение испаряться. Но ведь можно наполнить сердце снова! Я, например, стал видеть в жизни Цвет и искать его.
Продолжая тему выхода на Поверхность, хочу обратить внимание на следующий момент. (Извиняюсь за канцелярский тон). Игрок, что управляет Младшим, в конце игры делает выбор. Выбор между различными Сёстрами, между их идеологиями и как следствие выбор между своими мечтами. Я, например, выбрал первой Эли, потому что мне близка её борьба. Я далеко не совершенен и чувствую это, поэтому постоянная борьба – моя страсть. Борюсь я с собой, с окружающими бороться очень трудно, но можно влиять на своих друзей, на свой круг общения…Возвращаясь к теме – каждый выбирает то, что ему ближе. И радость игрока в том, что даже если он вывел на Поверхность одну из Сестёр, то на Поверхность выходит и он сам (тот, кто управлял Младшим). Не зря ведь в концовках показывают Поверхность каждой Сестры, а не то, что стало после ухода с Младшим. Да и что с ним станет? Младший ведь – это ты, Игрок. «Тургор» говорит, что можно выбрать свой путь. И выбор этот будет таким, какой в душе ты посчитаешь правильным. Жаль, что жизнь нельзя перепройти, но её всегда можно попытаться переменить. Правда, для этого понадобиться очень много Цвета, то бишь желания.
Среди моря игр, бессмысленных или же со смыслом, Ice-pick Lodge смогли прорубить дорогу для по-настоящему глубоких игр, вызывающих глубокие чувства. Вот за это я и говорю им – спасибо!
_________________
Не бойся догмам возразить - нет боле стен, чем строим сами,нет Бога, чтоб нас поразить,и небо не висит над нами… © Гимн одинокой планеты
«Раздался звон, как будто вдребезги рассыпалась мечта, созданная из гранёного стекла, зеркал и хрустальных призм.» ©Рей Бредбери
|