Quote:
Как я уже говорил там где нет цвета - нет ничего. И закона тоже. Они живут по законам промежутка, а не кошмара. Точнее пытаются узаконить на веки то, что по своей природе имеет временный статус. А про кошмар они вообще толком ничего сказать не могут. Оно и не удивительно... Ведь в небытие невозможно побывать.
Попробую ответить цитатой:
Quote:
Кто хозяин снов? Обычных снов? Вы? Ваше сознание?
На такое отвечаешь, не думая.
— Нет!
— Верно! В снах очень много вашего — воспоминаний, чувств, страхов. Всего! Но вы, точнее ваше сознание, не хозяин. Так кто хозяин? Подсознание? «Оно», как говаривал старина Фрейд?
Кажется, мы с Акулой думали об одном и том же!
— Так считают, — осторожно начал я, — но все сложнее. Уверен!
— Уверены? — теперь он улыбался, белозубо, весело. — А почему, друг Том Тим?
— Города, которые я никогда не видел, но которые существуют. Картины, что мне никогда не нарисовать. Тексты — не мои, такие мне не сочинить. И, думаю, люди тоже…
— Ага!
Акула определенно была довольна.
Действительно, Том Тим, чье это все, а? Древние греки кивали на богов. А мы на кого кивнем? На Гипносферу, которую вы придумали? А что она, собственно, такое? Совокупность всех снов, которые когда-либо снились — и еще приснятся? Обрывки чужих воспоминаний, страхов, надежд, вожделений?
— Хорошо формулируете, — констатировал я.
— Вашего «Гипнономикона» начитался. А если предположить, что Гипносфера — лишь часть чего-то нам уже известного? Чего-то, о чем вы однажды говорили? Вспомните!
— И вспоминать нечего, — удивился я. — Ноосфера. Это пока абстракция, но если Вернадский прав, сознание людей может соприкасаться не только наяву, но и во сне. Так что?
— Хозяином сна, как вы это называете, является личность человека. Я и Оно, сознание и подсознание. Тот, кто себя осознает во сне, я-спящий, по сути и есть сознание. А весь антураж, весь мир сна — Океан Оно, наше подсознание. Так?
Акула изволила повернуть голову, взглянуть не без любопытства.
— Весьма вероятно.
…Вот и все твои секреты, наглый мистер Хайд. Ты лилипут, не я! Приятно ли купаться в собственном Оно?
— Но это не все. Ноосфера, совокупность человеческих сущностей, живых и не живых…
— Душ, — дернулся рот. — Не будем бояться слов, Том Тим!
— Человеческих душ… Она влияет на психику каждого. Днем трудно заметить, но во сне такое воздействие ощущается постоянно. Часть ноосферы, влияющую на сон, можно назвать Гипносферой. Сон человека имеет на Гипносферу, так сказать, прямой выход, более того, он ее составляющая. Отсюда — эффект гипнотелепатии, общения во сне.
— Да. Именно поэтому мы тут с вами беседуем. — Акула повела широкими плечами. — Приятно, знаете, общаться с умным человеком!
Вы не допускаете, что коллективное бессознательное действительно, объективно существует? И что Кошмар как комплекс всех снов, переживаний, страхов, знаний всего человечества, существует отдельно от человека?
Но именно человеческое сознание дает кускам бессознательного жизнь-цвет, пробуждая их из "Кошмара", давая им форму и заставляя действовать в наших снах.
Это весьма грубое толкование теории Юнга, но почему бы не принять и его во внимание?
Дыбовский кстати тоже писал про Шахту, в которой можно читать чужие сны и черпать из нее знания. Поэтому у меня есть все основания полагать, что создатели Тургора сами верили в Кошмар как источник мертвых идей, знаний и страхов в частности. Как коллективное бессознательное, в общем